В начале 18 столетия берега Фонтанки стали застраивать особняками. Один из участков Петр Первый презентовал фельдмаршалу Б. Шереметеву, своему соратнику, для целей возведения на нем загородной усадьбы.
Дворец фельдмаршала Шереметева в стиле зрелого барокко возвели в 1750-55 годах выдающиеся архитекторы тех времен Аргунов и Чевакинский.
Строение было поставлено в глубине участка, по приусадебному типу. Главный его фасад отделили от набережной узорчатой решеткой, выполненной из чугуна. Нынешняя решетка, отделяющая участок, выполнена по проекту архитектора Корсини в 1838-м году и украшена золочеными бронзовыми деталями, над аркой ворот установлен герб семьи Шереметевых.
Центр главного фасада особняка выделили балконом с аттиком и шестью пилястрами, а боковые его части – небольшими фронтонами и пилястрами.
Парадные покои по замыслу архитекторов расположились на втором этаже. Там они образовали две анфилады – по одной вдоль садового и главного фасадов. Возле центрального фасада расположены парадные боковые флигели, которые являются одним целым с особняком.
Архитекторам удалось достичь впечатления торжественности и праздничности в оформлении дома благодаря применению пышной горельефной лепнины и затейливого рисунка наличников, но настоящей изюминкой фасада дома Шереметевых считается мезонин с лучковым фронтоном.
За особняком был разбит обширный регулярный сад, который в то время простирался вплоть до Литейной перспективы.
В 19 столетии хозяйкой имения стала Прасковья Жемчугова (Ковалева), бывшая крепостная, ставшая в 1801-м графиней Шереметевой.
Позже здесь проживал художник Кипренский, к которому сюда приходил позировать А.С.Пушкин.
В середине 18 века во дворце Шереметевых располагалась «Капелла Шереметевых» - лучший частный хор России. Были собраны в особняке и богатые художественные коллекции.
Последним владельцем Фонтанного дома стал в 1918-м году С. Шереметев, который вынужден был передать особняк со всеми имеющимися в нем художественными ценностями молодой советской власти, за что, видимо, был назначен хранителем музея. Правда, через несколько лет музей ликвидировали, коллекции разорили – советской власти показалось, что в Петербурге и так слишком много музеев.
В 1924-25 годах во дворце Шереметевых жила Анна Ахматова – в 1989-м ее комнаты превратили в музей.
С 1992-го здесь открыли экспозицию музея театрального и музыкального искусства.
|