Египетские мотивы в архитектуре
|
В архитектуре Петербурга кроме традиционных стилевых решений присутствуют египетские мотивы. Сфинксы стали одним из главных символов города на Неве наравне с Адмиралтейством и Петропавловской крепостью. В 18 - 19 веках стилизованные элементы стали активно использовались в оформлении набережных, мостов, зданий и интерьеров.
Мода на египетскую тематику, которая отразилась в петербургской архитектуре, возникла в европейских странах после похода Наполеона в Египет. В Царском Селе гордо возвышается «египетская» пирамида. Четырехгранное парковое строение находится близ Палладиева моста. Пирамида построена в конце 19 столетия архитектором В. И. Нееловым из кирпича и облицована тесным гранитом. Чуть позже по углам строения были установлены 4 вытесанные из мрамора колонны. Вход, что располагается в лицевой грани, ведет в перекрытое сферическим куполом внутреннее помещение.
В царском селе также есть «египетские» ворота, которые были построены в тридцатых годах девятнадцатого века по проекту архитектора А. Менеласа. Две караулки ворот напоминают форму египетских пилонов, что сужаются наверх. Изделия увенчаны изогнутыми массивными карнизами, которые отлиты из чугуна. Плоскости стенок облицованы металлическими плитами, на которых имеются рельефные изображения сцен из быта старых египтян и мифологии.
В начале двадцатого века на Захарьевской улице в Петербурге был построен доходный дом Нежинской, который сегодня знают как «Египетский дом». Фасад постройки напоминает парадный вход в дендерский храм богини Хатхор, несмотря на излишнюю перегруженность деталями. Колонны украшены ликами богини любви, которая является повелительницей четырех сторон света. Сами колонны представляют собой каменные подобия музыкальных инструментов, систров, звучание которых, по преданию, призвано возродить вселенную.
Косвенно египетские мотивы в архитектуре Петербурга продолжали существовать и в Советский период. Традиция возведения четырехгранных обелисков до сих пор жива. Примером тому являются сфинксы на набережной Робеспьера, поставлены в 1995 году, а также стилизованные скульптуры у клуба «Пирамида» и других заведений в центре Петербурга.
|