Поздний классицизм в архитектуре Петербурга постепенно начал приобретать черты официальности. В условиях распада феодально-крепостнических отношений и становления капитализма ему на смену пришла эклектика. Период эклектизма условно ограничивается 1830 - 1900 годами. Однако выделяется период ранней (до 1870 года) и поздней эклектики.
Этот архитектурный стиль основывался на смешении разнородных идей и свободном выборе функционально-планировочных решений. Образцы эклектики в архитектуре Северной столицы конца 19 века - великокняжеские особняки, дворцы, здания административных учреждений, храмы, доходные дома, вокзалы, банки. Но при внешней пестроте данное архитектурное направление в целом обладало определённым единством принципов и художественного языка.
Сам по себе эклектизм в Петербурге, понимаемый как смешение стилей, не являлся каким-то новым явлением: смесь ордеров встречалась в оформлении Дома Чичерина на Невском, Адмиралтейства и других построек. Но именно в конце 19 века наблюдалось широкое распространение разнообразия форм, многостилевости, отсылок и заимствований к древним мотивам.
В период ранней эклектики преобладали романтизм и стилизация под старые архитектурные стилевые решения: византийский, готический, древнерусский, подражания античности, барокко и ренессансу. Для возведения православных храмов, как правило, привлекались формы византийского или древнерусского зодчества, для строительства лютеранских церквей – мотивы готики, для сооружения общественных зданий – веяние ренессанса, для укладки дворцов и особняков – решения ренессанса и барокко.
Второй этап эклектики характеризуется активизацией строительной деятельности в Северной столице. Для архитектуры зрелого эклектизма свойственны новые качества - насыщенность и богатство декора, репрезентативность форм, что символизировали благосостояние нового класса - буржуазии. На одном фасаде соединялись элементы разных исторических стилей, широко внедрялись инженерно-технические новшества - металлические и железобетонные конструкции.
|