Елизавета Петровна, дочь Петра Великого, на престол взошла в 1741 году, свергнув вместе с этим Ивана VI. У столичной знати появилась тяга к роскоши, величию, парадности и пышности. Но императрица в строительстве столицы не принимала такого разностороннего участия, как её отец. Архитектурный стиль, присущий Петербургу, называют «елизаветинским барокко». Но только хронологически. Временные рамки той эпохи невелики - приблизительно 1741 - 1760 годы. Самобытное течение представляет творчество московских мастеров и отечественных зодчих. Направление осталось столичным стилем и провинцию мало затронуло.
Стремление к централизации власти лучше всего соответствовало идеям барокко. Новое течение было значительно ближе европейским тенденциям, чем петровское барокко. В этот период в Петербурге возводились крупные храмы, соборы, церкви, усадьбы и дворцы. Архитектура отличалась разнообразием декоративного убранства, пластичностью форм и живописностью. Внутренняя планировка была представлена большими двухсветными залами и широкими парадными лестницами.
В интерьерах того времени преобладают фантастические мотивы. Для них характерно обилие резных и лепных украшений, узорчатого паркета, зеркал. Элементы архитектурных ордеров грандиозно выступали на внутренних стенах и фасадах построек, что были выполнены в архитектурном стиле «елизаветинское барокко». На потолках виднелись живописные плафоны. В церковную архитектуру снова вернулись пятиглавые храмы и золочёные резные иконы.
Крупнейшим представителем нового направления является Ф. Б. Растрелли, поэтому стиль и получил второе название - «растреллиевское барокко». Целью течения было прославление могущества Российской империи. Были спроектированы величественные дворцовые комплексы в городе и его окрестностях — Екатерининский дворец, Зимний дворец, Петергоф. Пышность декоративного убранства удачно подчеркивается двух-трехцветным окрасом фасадов с использованием золота. Такой праздничный характер архитектуры отпечаток наложил на всё русское искусство XVIII века.
|