Зимний дворец принадлежит к шедеврам елизаветинского барокко и наряду с постройками дворцов Строгонова, Воронцова, Аничкова и Смольного монастыря является главной содержательной достопримечательностью Северной столицы. Все эти архитектурные ансамбли создавались в 18 веке специально выписанным из-за границы зодчим Растрелли, однако именно Зимний является художественной «визиткой» этого художника.
Дворец возводился, как пишут современники, «не подрядом, а нарядом», в помощниках у графа Растрелли было только два лица «архитектургии гезеля» - это Федор Шанин и его ученик Николай Васильев. Впрочем, нынешний Зимний - это уже 4 (по другому счету – 6) «наследник» в истории императорских резиденций столицы.
Из истории петербургских «зимних дворцов»
Постройка одного из первых строений царского Зимнего дворца приходится по времени на царствование Анны Иоанновны. Тогда августейшая резиденция представляла собой по форме неправильный квадрат (65м по длине на 50 м по ширине) высотой в 4 этажа, который находился на месте дома графа Апраксина и перешёл к царской фамилии по завещанию умершего вельможи.
Им владел Петр II.
Готовясь вернуться в Петербург после своего коронования, императрица Анна годом ранее приказывает достроить этот дом, добавив к имеющимся в нём постройкам ещё и церковь, покои и проч.
Все это поручается ведущему тогда царскому зодчему Трезини, который выполняет указ за 7 месяцев, и резиденция становится готовой к приему августейшей монархини еще осенью. Однако Анна Иоанновна ждет зимы, чтоб добраться до нового дворца по снегу, так называемым зимним путем.
Снег выпадает в январе, и весь царский двор за трое суток добирается из Москвы на невские берега. Ступив на порог перестроенного дома, императрица утверждает его главным дворцом новой русской столицы.
Однако эти палаты Апраксина, даже будучи перестроенными, не могли соответствовать царским запросам. Историки пишут, что это здание не имело к тому же ни одного приличного зала для размещения царского трона, не говоря о должном антураже для приёма иностранных гостей.
Так появляется задача возведения нового Зимнего дворца, первый камень которого закладывают в 1732 году 27 мая, а уже в 1737 году в городе появляется ещё одна царская резиденция, но сооружаться она будет уже для новой владелицы русского престола – Елизаветы Петровны. К слову, для возведения дворца привлекают всю имеющуюся в столице рабочую силу, забирая мастеров даже со строительства Александро-Невского монастыря.
Этот «новый» Зимний уже имеет специальный тронный зал, церковь и 70 покоев разной площади. В нем также размещён и театр. Дворец по-прежнему поначалу перекрыт гонтом, но затем крыша заново покрывается железом. Разобранный гонт императрица передает в дар казармам Измайловского полка. Интересно, что для обогрева новых покоев задействуют целых 90 печей! Современники пишут, что новый Зимний был очень хорош внешне – он имел два главных подъезда (с Невы и со двора), три балкона (на Неву, на Адмиралтейство и на луг), парадные лестницы в нем были белокаменные, а сами подъезды украшались точеными балясами и имели поручни ручной работы. Окон в Зимнем было 407:
- 111- нижний этаж
- 180 – средний
- 116 - верхний
Дверей имелось 130 штук, все они были из дуба.
Внутреннее убранство также было великолепным.
Тем не менее, здание и интерьеры все равно постоянно «модернизируют», зодчий Растрелли работает над обустройством придворного театра императрицы и иных сооружений.
Однако опять-таки все пристройки или переделки старых покоев снова не удовлетворяют императрицу, они не обеспечивают всех необходимых двору удобств. К тому же этот Зимний имел странное и весьма непривлекательное соседство: одна его сторона примыкала к палатам Рагузинских, которые имели ветхий вид, а панорама от ворот дворца и вовсе была недостойной императорских покоев. Так, там сгрудились деревянные постройки, конюшни, какие-то сараи, да и вся местность была грязной и слишком пестрой.
Поэтому Елизавета приходит к решению о сооружении ещё одного Зимнего, который будет статусно соответствовать российской монархии.
И в 1754 году этот дворец был заложен. Императрица возжелала жить пока что в Летнем доме, а новый дворец возводить на пустом месте от бывшего Гостиного двора, что у Полицейского моста.
Нева заполнилась барками, а вся местность от нового дворца до Мойки – рабочими палатками-шалашами. Работа шла очень медленно, строителей не смогли расселить в нормальные помещения (они жили в землянках или шалашах), лучших специалистов с трудом «пристроили» в казенных домах. К тому же, работы несколько раз останавливались из-за недофинансирования. Известно, что бюджет предусматривал до 120 тыс. в год, а отпускалось то 70 тыс., то 40 тыс. руб. Растрелли от таких ситуаций даже заболел, и все отчеты вместо него пришлось подписывать другому великому зодчему Питера – Фельтену.
Тем не менее, к положенному сроку (осень 1761) черновой вариант Зимнего был готов.
Елизавета желает лично обозреть сооружение и приказывает Растрелли подготовить место для подъезда её экипажа и подъемный стул для себя. Визит императрицы проходит на Святой неделе, Елизавета остается всем довольна и желает скорейшего завершения постройки. Растрелли просит её лишь о правильном и своевременном отпуске денег и обещает закончить в срок (сентябрь 1762). Но, как мы знаем, Елизавета Петровна оказалась лишенной удовольствия принять Зимний дворец во всей его красе в свое владение, в декабре 1761 года государыня умирает.
Первым новосёлом дворца становится елизаветинский наследник Петр III, который поселяется там в апреле перед Пасхой. Зимний ещё не готов полностью, отделка дворца не завершена, а вся площадь перед ним завалена строительным мусором и заставлена сараями, шалашами и проч. Причем, все это необычайно затрудняет сам подъезд ко дворцу. Выход находит генерал-аншеф Корф, тогдашний генерал-полицмейстер столицы. Он предлагает отдать всё это даром народу. Приказ царя был мгновенен. Еще быстрее оказалась реакция на него. За пару часов на площадь прибежала тьма горожан, которые разобрали весь хлам и рухлядь по личным нуждам. Историки говорят, что император почти не отрывался от окна, глядя на это «презабавное» зрелище. К вечеру вся площадь была расчищена, причем даже на мусор и щебень нашлись свои желающие.
Официально царская семья переезжает в Зимний в Великую Субботу, тогда же освящается и придворный храм.
Этот переезд не ознаменовал собой полного окончания работ, еще поправлялась крыша, потолки, велась отделка, затем был устроен висячий сад и манеж. Известно, что завершением этих работ руководила уже Екатерина Алексеевна. По сводкам расход на отделку дворца тогда составил в итоге (на 1768 год) – 2, 622 млн. руб.
В 1767 году было начато строительство пристройки к Зимнему, которую императрица назвала Эрмитажем.
В судьбе этого главного здания царской России было еще много событий. Одно из них следует упомянуть обязательно. Это пожар 1838 года ,который существенно разрушил Зимний, когда дворец горел 30 часов кряду.
Архитектурное совершенство зодчего Растрелли
Мы уже отмечали, что данное сооружение имеет статус шедевра русского зодчества и является апофеозом растреллиевского барокко.
Зимний – это доминанта центральной части столицы, которая задумана как символ величия империи.
Здание решено в виде большого прямоугольного блока, который имеет:
- Обширный крестообразный внутренний двор
- Крупные угловые выступы.
Зимний рассчитан на восприятие со всех сторон, причём как на дальних, так и на близких расстояниях.
Его фасады имеют длинную протяженность, отсюда зодчим принято решение сильной пластики членения дворца и её больших объемов. Этим же оправдываются массивные ризалиты и могучий рельеф ордера. Кроме этого, фасады имеют двухъярусное членение, которое обработано трехчетвертными колоннами – удлиненными вверху и короткими внизу.
Интересно, что два парадных фасада Зимнего имеют разное воплощение.
- Фасад, который выходит на Неву – северный, имеет заглубленную среднюю часть и широкие ризолиты по бокам, что оформлены непрерывными колоннадами.
- Фасад на площадь (южный) – отличается динамикой и экспрессией ритма форм. Его центр немного выступает вперед, по его сторонам прослеживаются то выступающие, то западающие фасадные части. Рисунок расположение колонн неодинаков, эти элементы то собраны вместе, то будто «разбросаны» по всей длине здания. Также фасад имеет тройную прорезь для проезда во двор.
Фасады располагают к тому же удивительным оформлением окон. Все проемы имеют 12 типов окон, которые, в свою очередь, имеют 22 варианта своего обрамления.
Принцип декора Зимнего – это нарастание элементов снизу вверх.
Тем не менее, для плана самого дворца характерна строгая и четкая структура - он исключительно прямоугольный и не имеет никаких барочных закруглений.
Интересно, что великий Растрелли не смог закончить задуманное, отделка дворца завершалась без него. Екатерина Вторая дала талантливому зодчему полную отставку.
Позже помещения дворца перестраивались:
- 1760-90гг. – под «классицизм» архитекторами Фельтеном, Ринальди, Кваренги, Валлен-Деламотом
- 1820-30гг. – под «ампир» - Росси и Монферан
После пожара восстановление проводили Брюллов (эклектика) и Стасов. Тогда же в нем появляются металлические перекрытия конструкций, которые не горят.
В ноябре 1917 Зимний дворец становится частью государственного Эрмитажа.
|