Художественные наклонности у сына простого скотника проявились довольно рано, и родители решили отдать его на обучение в Императорскую Академию художеств. Окончив обучение под руководством Н. Жилле, Федор Гордеев отправился на стажировку во Францию и Италию, где создал свою первую яркую скульптурную группу под названием «Прометей», и вернулся оттуда уже состоявшимся мастером. С этого времени Гордеев уже не просто скульптор, но и преподаватель в своей родной «альма матер». Довольно скоро он становится руководителем класса, затем академиком, профессором и, наконец, ректором Императорской Академии художеств.
Большая часть скульптур того времени выполнена либо самим Гордеевым, либо по его проектам, либо под его руководством. Даже создание знаменитого «Медного всадника» не обошлось без его участия: он лично создал одну из опор изваяния – фигуру змеи. Отправной точкой в развитии русской мемориальной скульптуры стали надгробия для нескольких князей и княгинь рода Голицыных.
В должности ректора Академии Гордеев около тридцати лет руководил созданием всех памятников в Петербурге и других городах Империи. С его помощью отливали бронзовые изваяния для фонтанов Петергофа, именно он сделал восковые копии античных статуй, по которым отливались изваяния для украшения парковых аллей города. Таким образом появились грандиозные статуи Флоры и Геракла, которые украшали лестницу Камероновой галереи, что в Царском Селе, а так же украшающие Павловский парк статуи детей Ниобы и Аполлона.
Скульптор Гордеев так же принимал участие в работе над созданием барельефов к фонтанам у Академии художеств и Останкинского дворца. Он же создал несколько скульптур, украшавших здание Старого Эрмитажа.
Последними великими работами мастера стали изваяния северного портика Казанского собора: «Бегство в Египет», «Благовещение», «Рождество Христово» и «Покров Пресвятой Богородицы».
Умер Федор Гордеевич Гордеев 23 января 1801 года, его похоронили на Смоленском кладбище, но могила великого мастера не сохранилась до наших дней.
|