Чарльз Камерон родился в 1743 году, в Лондоне, в шотландской семье. Его отец был строительным подрядчиком, членом гильдии плотников, он и сына обучал своему мастерству. Но юный Чарльз хотел связать свою жизнь не просто со строительством, а с архитектурой.
В 1766 году он отправляется за наукой в Рим, а по возвращении из Италии в 1772 году пишет книгу «Термы римлян». Хотя этот труд, с собственными рисунками Камерона, был высоко оценен и соотечественниками, и иностранными специалистами (даже Екатерина Великая упоминает об этой книге в своей переписке), найти на родине хорошую работу по специальности Чарльзу так и не удалось.
Он с радостью принимает приглашение из России и в 1779 году оказывается в Санкт- Петербурге. Здесь его ждет официальный прием увлеченной античностью и заинтересованной в нем императрицы, подписание контракта на 3 года и весьма солидное жалование – 1800 рублей в год. Причем впоследствии контракт неоднократно продлевался, а жалование увеличивалось.
Камерон строит собственный дом и женится на Екатерине, дочери придворного садовника Иоганна Буша. Здесь он располагает свою знаменитую библиотеку, большую часть собрания которой он привез из Англии.
В том же 1779 году, осенью, Чарльз Камерон начинает работы в Павловске, только что подаренном императрицей Екатериной II своему сыну Павлу I. Задача зодчего - обустроить усадьбу наследника российского престола. Работы в Павловске он начинает с создания великолепного регулярного парка, так называемого «Собственного сада».
В 1782 году был заложен и дворец. Неподалёку от дворца Камерон создает несколько замечательных архитектурных композиций, состоящих из мостков и павильонов, особенно примечателен среди них близкий к античному «Храм Дружбы» (1780 - 1782 гг)., интересны павильон «Трех граций», «Колонада Аполлона». Павловский ансамбль единодушно признается вершиной отечественного паркостроения и архитектуры конца XVIII века.
В эти же годы Камерон выполняет многочисленные поручения императрицы по украшению ее резиденции. Екатерина мечтала воссоздать в царском Селе атмосферу древнего Рима. Чарльз Камерон строит двухэтажный корпус с восточной стороны Большого Екатерининского дворца. На первом этаже располагаются Холодные бани, на втором – парадные, так называемые Агатовые комнаты.
Выстроенные в новом для России стиле классицизма, богато отделанные агатом, яшмой, мрамором и позолоченной бронзой, эти помещения поражали воображение. Кроме того, на уровне второго этажа архитектор создал диковинный Висячий сад. От него к озеру в парке у Большого дворца вела галерея-колоннада (Камеронова галерея), завершающаяся эффектной лестницей, богато украшенной бронзовыми скульптурными фигурами. Весь ансамбль роскошных сооружений был завершен зодчим в 1783 - 1786 гг.
Современники свидетельствуют, что Чарльз Камерон обладал весьма неуживчивым характером, не терпел вмешательства в свою работу, исключением не были даже члены императорской семьи. Особенно недолюбливал архитектора Павел, постепенно он отстранил Камерона от работ в Павловске и с 1788 года тот работал исключительно в Царском Селе. Здесь он создает такие шедевры интерьера, как Зелёная и Купольная столовые, анфилада покоев Екатерины (Зубовский корпус), - Опочивальня, Диванная (Табакерка) и др.
Интересно, что наряду с дорогостоящими элементами декора, как инкрустация слоновой костью, Камерон применял оригинальные и совсем недорогие методы, такие, как стекло с подкладкой из цветной фольги.
Царица также пожелала иметь неподалеку от своей резиденции точную копию Софии Константинопольской и создание «Византийской» церкви поручила своему любимому архитектору. Камерон начал работы в 1782 году. Правда, шотландец имел весьма слабое представление о византийской архитектуре, поэтому собор получился больше похожим на построенную Палладио в Виченце виллу Капра ла Ротонда.
Взойдя на престол, невзлюбивший зодчего Павел I, отстранил его от всех работ, отобрал царскосельскую квартиру, однако покинуть Россию архитектору не позволил. В этот сложный для Камерона период, его выручил К. Разумовский, он приглашает зодчего на Украину и поручает ему строительство дворца в Батурине.
Строительство было начато в 1799 году, был выполнен большой объем работ, - построен дворец, служебные постройки, разбит и благоустроен парк. Но в том же 1799 году царская семья снова возвращает архитектора на службу и поручает ему строительство моста через р. Славянку. В 1802 году ему предлагают пост главного архитектора Адмиралтейств-коллегии, предоставляют квартиру в Михайловском замке.
Чарльз Камерон составляет план строительства водопровода и канализации в Кронштадте, проектирует Андреевский собор. Однако 31 мая 1805 года архитектора вновь уведомляют об отставке, а строительство собора по его проекту поручают А. Захарову.
Скончался Чарльз Камерон в марте 1812 года.
|