Мариинский дворец – первое величественное здание, построенное молодым зодчим А. Штакеншнейдером, внуком обрусевшего немецкого кожевника и сына мельника. Андрей Иванович дослужился до статуса «Архитектора Высочайшего Двора», стал академиком архитектуры, взрастившим достойную смену талантливых мастеров.
Мариинский дворец располагается рядом с уникальным «мостом-площадью» - Синим мостом. Этот мост через Мойку является самым широким (97,3м) и соединяет два острова – 2-й Адмиралтейский и Казанский. Синий мост еще называют «мостом невидимкой» – его огромная ширина зрительно воспринимается как часть Исаакиевской площади, в состав которой он и входит вместе с Мариинским дворцом. Именно для постройки Мариинского дворца Синий мост был специально расширен, так обеспечивалась единая архитектурная гармония всего ансамбля площади. На месте Мариинского дворца вначале находился дворец графа Чернышева, сподвижника Екатерины II.
Фундамент и часть стен этого здания вышли в правое крыло Мариинского дворца. Ранее здесь же собирались построить дворец для великого князя Михаила – ныне это Михайловский дворец великого К.Росси.
Мариинский дворец занял место не только дворца Чернышева, он включил в себя еще три близлежащих дома. Для оформления единого пространства рядом был протянут и Новый переулок (сейчас – пер. Антоненко).
Мариинский дворец строился как подарок к свадьбе дочери Николая I – великой княжне Марии в 1839/44гг., отказавшейся соблюсти традицию переселения в дом супруга и решившей остаться в С.-Петербурге. Надо сказать, что этот «бунтарский» жест великой княжны пошел на пользу всей империи, поскольку она и герцог Максимилиан Лейхтенбергский сыграли значительную роль в судьбе России. Так, Максимилиан отличился не только карьерой военного – генерал-майор, шеф лейб-гвардии Гусарского полка, командующий 1-й кавалерийской дивизией и главный заведующий корпуса горных инженеров - он был награжден практически всеми польскими и русскими орденами и неофициально считался пятым сыном самого императора.
Герцог Максимилиан серьезно увлекался наукой, его интересовала гальванопластика, минералогия, электрохимическая металлургия. Он собрал редкую коллекцию минералов, курировал Горный институт, обследовал уральские горные заводы, представив царю отчет. На заводе, основанном герцогом за Обводным каналом, изготовили почти всю скульптуру для барабанов и сводов Исаакиевского собора, позже там же построили первые паровозы для российских железных дорог – Царскосельской и Варшавской. На углу Воскресенского проспекта Максимилиан поставил первую в Европе бесплатную лечебницу для бедняков. Она и сейчас существует и называется «максимилиановской».
До самой своей ранней и внезапной смерти герцог возглавлял и Академию художеств, затем на этот пост вступила Мария Николаевна. Можно сказать, что в то время государственная политика в области культуры и искусства находилась в руках «знающих специалистов» в лице этой супружеской четы. Их безупречный художественный вкус и эстетического чутье позволили создать роскошные коллекции Мариинского дворца, позволившие превратить Мариинский в центр великосветской жизни С.-Петербурга, концерты, маскарады, балы, спектакли и приемы которого собирали всю столичную знать.
В архитектуре Мариинского использованы необычные приемы: так, например, анфилады комнат второго этажа располагаются перпендикулярно и пересекаются в Ротонде, а Парадная лестница устроена слева от Вестибюля, а не со стороны Главного фасада. Интересен и устроенный в правом крыле Мариинского дворца наклонный проход – пандус. Он был заставлен различными растениями, что превращало движение по нему в прогулку по «горным тропинкам». А самое большое помещение во дворце занимал так называемый Рекреационный зал, предназначенный для спортивных игр, занятий и активного отдыха.
Необычным было и то, что по окончанию строительства Мариинский был открыт для свободного посещения перед переездом сюда великокняжеской четы.
Но сказка-идиллия заканчивается в Мариинском дворце в 1884году – для покрытия долгов сыновей Мария Николаевны дворец отходит в казну. С Указом Александра III об объявлении Мариинского дворца резиденцией Государственного совета начинается его «бурная» государственная и политическая жизнь, которую Мариинский дворец играет и сейчас – здесь располагается законодательная власть С.-Петербурга. Пережив несколько перестроек и реконструкций, разграблений и разрушений, войну и блокаду с 60-х гг. 20 века Мариинский восстанавливается и приобретает свое былое великолепие интерьеров залов и гостиных.
|