«Этот чудак не знал ни русской грамоты, ни духа русского языка — он не
имел понятия ни о слоге, ни о гармонии, ни даже о правилах
стихосложения. Вот почему он и должен бесить всякое разборчивое ухо..
Его гений думал по-татарски, а русской грамоты не знал за недосугом... У
Державина должно сохранить будет од восемь да несколько отрывков, а
прочее сжечь».
Так писал в 1825 году о Г.Р.Державине его
«наследник» - А.С.Пушкин. Тот самый Пушкин, который, читая на экзамене в
лицее в 1815 году свое стихотворение, вызвал восторг и слезы у
«патриарха наших певцов». Тот самый, который потом напишет фразу,
ставшую даже хрестоматийно-иносказательной:
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
Известно,
что на ту пору Гавриил Романович действительно был «патриархом»,
литератором с самыми большими тиражами, поэтом, чьи тексты расходились в
рукописных списках задолго до их напечатания.
И это притом, что
сам Гавриил Романович считал, что литературой или «пустяками» он
занимается только в «свободное от работы время» - «от должностей в часы
свободны». Причем над отдельными своими стихами Державин работал по
несколько лет: существовало множество редакций текстов, многим из них
предшествовали планы, а сами произведения в итоге «обрастали» еще и
комментариями и указаниями.
Гавриил Романович был «могуч» не только
своими «тиражными показателями»: кроме основного жанра – оды – Державин
написал еще и тьму комедий, трагедий, драм и даже опер. Случился,
правда, такой «творческий выброс» у Гавриила Романовича уже в конце
жизни, когда он отошел всех своих служебных дел. И хотя все эти
произведения для театра современники Державина окрестили «развалинами»,
самому поэту они вкупе со стихами обеспечили достойное существование в
усадьбе на Фонтанке 118.
Известно, например, что на пожелание своей
супруги устроить вокруг этой усадьбы парк, Гавриил Романович ответил,
что на это «музы дадут нам денег», что, собственно и случилось. Теперь
этот парк, созданный в свое время другом Державина Н.А.Львовом,
восстановлен и числится в числе садов С.-Петербурга, как Польский сад.
Интересно,
что современники Гавриила Романовича считали, что «нет строки, нет
выражения в шуточных и важных стихотворениях Державина, которые бы были
им написаны без намерения, без отношения к лицам или обстоятельствам
того времени. Екатерина и другие особы, для которых он преимущественно
писал, понимали все это и умели ценить». Так Екатерина делает Державина
своим статс-секретарем или придворным поэтом, поскольку Державин
очаровал ее своими одами, прославляющими богоподобную царицу. И к тому
же молодой Гавриил Романович в рядах «преображенцев» участвовал в ее воцарении. За свой гимн императрице «Фелица»
Державин получает еще бриллиантовую табакерку и 500 червонцев.
При
случившейся неудаче на службе – отставка от губернаторской должности –
Гавриил Романович создает следующую оду «Изображение Фелицы».
Этот прием поэт использует также для получения монаршей милости и от
Павла; последний сделал Гавриила Романовича даже кавалером российского
Мальтийского ордена. А при Александре I Державин был назначен на новую в
стране должность – Министр юстиции.
Однако главным в своей судьбе
Державин считал свою службу Отечеству, поэтому и все свое творчество
считал исключительно злободневным, направленным на борьбу с окружающим
его «злом». Даже служа Екатерине, когда от него требовалось лишь
сочинительство «самодержавных песен», Гавриил Романович сумел досадить
своей «Фелице»
неустанным требованием разбирательств по коррупционным делам,
неисполнению законов и даже интригам.
Кончилось это его служебное рвение
очередной кадровой перестановкой – Державина отправляют служить в
Сенат, куда он ухитрялся приходить даже в выходные – субботу и
воскресенье. Образ императрицы в его одах постепенно «мирщал»,
покуда и вовсе перестал вдохновлять автора на новые поэтические
«свершения». Ситуация повторилась и с последующими царскими
«помазанниками». Государственная служба для Гавриила Романовича
заканчивается в 1803 году отставкой, и поэт полностью отдается
литературе.
Интересно, что такую «головокружительную карьеру» от
простого солдата до губернатора, а затем и первого министра юстиции и
члена Академии наук, он, сын мелкопоместного дворянина, не окончив даже
гимназию, мог и не сделать по весьма обычным обстоятельствам. Семья
Гавриила Романовича рано осталась без кормильца – отец, происходивший от
татарского мурзы Багрима,
умер, когда поэту было лишь 11 лет. Юный «патриарх российского
классицизма» 10 лет служил в солдатах.
В это время Державин приобщился к
картам, даже стал шулером, и проиграл однажды деньги на покупку имения,
которые прислала мать. По легенде Гавриил Романович по молодости был
причастен к ряду уголовных проступков и распутной жизни - «повеса, мот,
буян, картежник очутился». Даже первые стихотворные опусы будущего
властителя дум у душ поколения веяли духом «площади, казармы и кабаков».
Это свойство – синтез высокой поэтического слога в духе Ломоносова и
простой разговорной речи, не чуждающейся резких и «низких» конструкций –
сохранится у Гавриила Романовича навсегда, даже когда он возглавит
литературное общество «Беседа любителей русского слова», которое будет
собираться у него в доме на Фонтанке с 1811 года.
Сейчас по этому адресу
находится усадьба-музей не только самого поэта, но и всей «русской
словесности» его времени, поскольку в этом здании, бывшем целым
«культурным центром» эпохи собирались выдающиеся деятели литературы –
Н.М.Карамзин, Д.И.Фонвизин, И.И.Дмитриев, В.В.Капнист, а также и В.Л.Боровиковский, Д.Бортнянский, А.Оленин.
Огромная экспозиция располагается в 16-ти залах и представляет собой
помимо мемориальной части (книги и рукописи) еще и художественную
выставку, выставку предметов декоративно-прикладного искусства. В целом
музей-усадьба Г.Р.Державина включает в себя также сад, оранжерею и
парадный двор и входит в музейный комплекс всероссийского музей
А.С.Пушкина.
А что же по поводу разгромного вывода А.Пушкина о
творчестве Гавриила Романовича? Как ни странно, фундаментальных научных
исследований, посвященных этому автору, в нашей стране не проводилось.
Специалисты относят наследие Державина, да и его самого к необычной и
странной эпохе екатерининского барокко, ярким выразителем стиля которого
был, например, и князь Потемкин,
украшавший в своих походах стены обычных землянок парчей и развешенными
на потолках люстрами. Но Гавриил Романович оставил нам не столько эти
анекдотические истории, как князь Потемкин, сколько новый литературный язык, поднимающийся до вершин не только высоких жанров, но и гражданской поэзии.
|