Петербург начала 20 века - новые направления в архитектуре
|
За два с половиной века в Петербурге построено множество зданий, дворцов в разнообразных архитектурных стилях, придавшие городу уникальный и неповторимый облик. Произведениями архитектурного искусства стали гранитные набережные, мосты, архитектурные ансамбли, многочисленные произведения зодчества, которому богат Питер и его пригороды.
С кон. 19 – нач. 20 века велось строительство в стиле модернизм, сторонники которого стремились создать новые стилевые формы, отказываясь от применения элементов исторических стилей. Архитекторами, работавшими в раннем модернизме являлись К.К. Шмидт, В.В. Шауб, в работах, которых преобладает криволинейные формы. Применение декоративного орнамента, стилизация растительных мотивов, индивидуализация каждого элемента – это черты, проявившиеся в работах М.Ф. Гейса (особняк Савиной 1905-1906 г.), Ф.Ф Лумберга (дом на перекупном переулке 1903 г.). Эти здания отличаются пластичностью форм, живописным силуэтом.
Кроме того, в Петербурге был распространен северный модернизм - стиль, сложившийся под влиянием шведского и финского романтизма. Основоположником архитектурного направления являлся Ф. И. Лидваль. Его последователями стали архитекторы: Н.В. Васильев,
А.Ф Бубырь, А. Претро. Для художественной отделки использовали натуральный камень, фактурную штукатурку, полихромную облицовочную плитку и кирпич, декоративный металл, мозаика, витражи.
В 20-30-х годах особое распространение получил стиль конструктивизм, в основе которого лежал принцип функциональности. Большое влияние на конструктивизм оказали работы художника К.С. Малевича, использовавший абстрактные геометрические элементы. Отличительной чертой ленинградского конструктивизма являлось выдержка художественной формы, вобрал некоторые приемы экспрессионизма, на стадии расцвета – приемы супрематизма. Сочетание приемов супрематизма и экспрессионизма воплотились в здании фабрики «Красное знамя» (арх. Э. Мендельсон 1926-1937 г. ).
В н. 20 века повсеместно применялся облицовочный кирпич, так и появился так называемый «кирпичный стиль», в котором отсутствовал целостный художественный стиль. С помощью фигурной кладки и кирпича фасады зданий получили интересные орнаменты карнизов. В Ленинграде в этом стиле возводили здания К. Шмидт, В. Шретер, И. Кинер.
В «кирпичном стиле» не использовалась штукатурная отделка, поскольку она имитировала формы исторических стилей, кирпичная кладка оставалась открытой.
|