Понятие стиля в целом, в том числе и в манере одеваться, весьма многогранно, ведь оно включает в себя не только внешние эстетические характеристики, но и их реализацию с учетом внутреннего мира человека, его привычек, характера, знаний и навыков. Одним словом, стиль одежды – это очень емкое определение, в отличие от стилизации, которую часто приравнивают к моде за пристрастие к чисто внешним эффектам.
Место проживания оказывает огромное влияние на человека, формирование его вкуса, привычек и собственного стиля в одежде, и в этом отношении Петербург – строгий учитель и великолепный старший наставник, ибо петербургский стиль в одежде действительно существует, что доказано самой жизнью, а не только городской мифологией и исследователями истоков модных течений северной столицы.
Великолепная архитектура, обилие прекрасных памятников и музеев, красота и великолепие дворцов, улиц, парков, набережных и мостов, постоянно окружающих петербуржцев не могли не наложить отпечаток на их манеру выбирать и сочетать предметы гардероба. На таком фоне просто противоестественно выглядеть вульгарно или неприлично. Этому городу необходимо соответствовать, а главное слово, определяющее стиль одежды петербуржцев – это гармония. Гармония в сочетании деталей туалета, гармония с окружающим миром и гармония в душе (последнее особо трудновыполнимо).
Петербург возник иначе, нежели Москва и прочие русские города, он был возведен по велению государя и стал квинтэссенцией европейских традиций, манер и стилей, как в архитектуре, так и в моде. Последствия тех далеких событий до сих пор находят отражение и в повседневной одежде горожан, и в работах питерских модельеров. Всемирно известные коллекции Татьяны Котеговой, Татьяны Парфеновой, работы Стаса Лопаткина, Леонида Алексеева, Олега Бирюкова и других молодых петербургских дизайнеров самобытны и неповторимы, но в них можно найти немало общего. К объединяющим чертам можно отнести обилие черных, серых цветов, холодных оттенков синего, фиолетового, зеленого, а также естественных красок, присущих льну и хлопку (белые, пастельные, кремовые тона, слоновая кость), простоту и элегантность форм, строгую геометрию и четко выверенное количество и размер кружев, рюшей и прочих декоративных элементов.
Однако стоит отметить, что искусственно насажденная западная культура дала весьма оригинальные всходы на Невской земле. Архитектура города напоминает европейскую, но в то же время оригинальна, Санкт-Петербург похож на голландские, немецкие, английские города, но, по сути, он необычен и индивидуален. Даже Египетские сфинксы стали невскими, а колоннады Биржи, Манежа и других зданий, построенных в стиле греческих храмов, превратились в самобытное украшение городских улиц и площадей. То же можно сказать и о стиле одежды: все модные веяния, пришедшие извне, петербуржцы переделывают и подстраивают «под себя», формируя тем самым пресловутый петербургский стиль.
Помимо внешних красот следует отметить влияние культуры и традиций: стильный горожанин должен обладать отменным вкусом и элегантностью, которые являются обязательными качествами питерской интеллигенции. Еще со времен дореволюционных светских салонов осталось понимание того, что следовать моде необходимо в рамках собственного стиля и хорошего тона.
Петербуржцы не любят вызывающих нарядов, не терпят безвкусицы и вульгарности, но лояльно относятся к чуждой им моде – национальной или просто иноземной. Знаменитую толерантность питерцев историки связывают с тем, что предки современных горожан, гордящихся тем, что они «коренные» жители, сами таковыми не являлись. По существу, все, кто жил в Петербурге в XVIII веке, были приезжими. С чем же тогда можно связать вовсе не толерантное «понаехали тут», произносимое негромким шепотом? Говорят, что с имперскими амбициями, доставшимися питерцам в наследство от прабабушек, живших в столице Российской империи. Отсюда идет и вечное соперничество с москвичами и Москвой, столицей естественной.
Итак, петербуржцы толерантны, но в то же время амбициозны, следят за западной модой и, проецируя ее на себя, стараются одеваться стильно и гармонично. Не стоит забывать и об одном из важных факторов, формирующих петербургский стиль в одежде, а именно, о климатических условиях, вытекающих из географического положения. Подсчитано, что в городе на Неве изо всех 365 дней в году редко бывает больше 60 солнечных. В таких условиях ни одна уважающая себя и следящая за одеждой и прической горожанка не выйдет из дома без зонтика. Зонты-трости красивы и надежны, но совершенно не гармонируют с поездками в общественном транспорте, поэтому их заменяют компактные зонты-автоматы, которые легко помещаются в сумке. Однако даже самый маленький зонт не войдет в клатч или маленькую театральную сумочку, вот и приходится петербурженкам покупать вместительные и многофункциональные модели.
Еще одна деталь – в этом городе погода способна меняться несколько раз в день. С утра светит солнце, днем идет дождь, а вечером – налетает шквалистый ветер с залива, возможны и другие комбинации. Колебания температуры – тоже далеко не редкость, потому кроме зонтика, многие носят с собой перчатки, шарфы, шапки и даже теплые свитера, на тот случай, если погода изменится, а вечер затянется надолго. Лето – не исключение из правил. Даже если утренний прогноз располагает к тому чтобы одеть сарафан и босоножки, тот, кто забудет о зонте или плаще, рискует подхватить насморк. Наверно, стоит добавить, что встреченная вами в морозный полдень дама в мини-юбке – явно не петербурженка: мало того, что так одеваться неразумно и даже вульгарно, но еще и некрасиво – вряд ли кого-то прельстят ваши красные отмороженные коленки.
Жители Петербурга – страстные почитатели черного цвета в одежде и всех оттенков серого. Трудно сказать, с чем это связано, то ли с гранитными набережными, то ли с хмурой окраской туч, постоянно закрывающих солнце. Однако местные модницы не пренебрегают возможностью разбавить строгий черно-серый колер яркими пятнами и свежими деталями туалета: красные, оранжевые, бирюзовые, лимонные сумочки, шарфики, перчатки, зонты и обувь подчеркивают аристократичную классику темных предметов гардероба. Чувство меры и элегантность только приветствуются, офисные костюмы «разбавляются» нежными блузками, а однотонные платья эффектными аксессуарами и бижутерией.
«Наряжаться» в полном смысле этого слова принято перед визитом в театр. Именно здесь можно еще встретить горожанок в коктейльных платьях, в кружевных перчатках, в нарядах с открытыми плечами и с бриллиантами в ушках и на шее. Особенно любимы дамами-театралками черные бархатные платья, на фоне которых эффектно сверкают драгоценности. Когда-то считалось неприличным пойти в театр в джинсах или брюках, сегодня столь строгих ограничений не существует, но по-прежнему в моде хороший вкус с ноткой изысканности: джинсы стоит компенсировать красивой блузкой, а водолазку – бижутерией и длинной прямой юбкой с оригинальным поясом.
Что касается модной индустрии Петербурга, то она также весьма специфична и самобытна. Хозяева дорогих бутиков при закупке товара ориентируются на собственный вкус и классические образы мужественности и женственности в высокой моде, а их московские коллеги делают ставку на эффективность и прибыльность, отдавая предпочтение наиболее продаваемым трендам. Говорят же, что разницу в манере одеваться между петербурженками и москвичками можно выразить в двух словах: первые – стильные, а вторые – модные.
|