«Во имя Иисуса Христа на этом месте будет церковь во имя апостолов Петра и Павла», - так, согласно городской легенде, сказал император новой столицы, лично выбрав само это место.
Накануне падения династии Романовых императорский Петербург насчитывал на своей городской территории около 600 храмов, принадлежащих самым различным конфессиям. К рубежу миллениума (2000гг.) в Северной столице их было лишь 300.
К истории Петропавловской церкви
Собор Петра и Павла – это один из самых первых храмов города на Неве. Практически его «ровесник», если датой заложения С.-Петербурга является 27 мая 1703 года, то датой «рождения» Петропавловского собора становится 12 июля того же года. Этот собор с того самого времени -это не просто городской символ, но и духовное воплощение всей идеи великого реформатора империи.
Как гласят все те же фольклорные сказания, в момент заложения этой церкви над островом снова появился орел, который пролетел над собравшими, шумно взмахивая крыльями. Первое его появление легенда отметила во время закладки самой Петропавловской крепости, когда Петр, взяв лопату, лично стал копать ров. Поговаривают, что после этих символических полетов большого орла даже «посадили на довольствие», корм для него выдавал сам комендант крепости. Птица какое-то время жила на новом месте на Петроградской стороне.
Через год (1704) Петропавловский храм был выстроен и освящён новгородским митрополитом Иовом. Тогда это был простая маленькая церковь из дерева, у которой имелась колокольня со шпилем и даже первые городские часы. После славной победы под Полтавой к Петропавловскому собору пристраивают еще две башни, на шпилях которых в праздничные дни устанавливают боевые вымпелы.
Зодчим собора Петра и Павла – вначале деревянного, а затем и каменного – был ведущим петровский архитектор Д.Трезини. Делу его рук принадлежит многое в Северной столице, но главным своим достижением мастер считал возведение Петропавловской крепости с этим собором и Петровскими воротами.
Итак, целых 8 лет церковь Петра и Павла стояла деревянной. Когда С.-Петербург в 1712 году официально становится новой российской столицей, его статус и масштабы «пересматриваются». Петр повелевает возвести каменный собор, чтобы тот соответствовал новым имперским представлениям. Поручается все это Трезини. Интересно, что зодчий переживает свое творение всего лишь на полгода. Скончался Трезини через 6 месяцев после освящения храма.
Закладка нового собора происходит торжественно. Под пушечный салют первый камень в фундамент кладет сам император, затем императрица Екатерина, а после и придворные вельможи.
К сожалению, самодержец не доживает до дня освящения каменного храма, которое проводят в 1733 году в период царствования Анны Иоановны. С того времени Петропавловский собор получает статус кафедрального и «расстается» с ним лишь после возведения величественного Исаакиевского собора в 1858 году, передав свое главное положение блистательному детищу Монферана.
Архитектурные особенности Петропавловского собора Трезини
Это первый в России храм, возведенный в стиле европейского барокко зального типа. Для русской церковной архитектурной традиции того времени был характерен иной тип храмов – крестово- купольный.
Собор Трезини в плане имеет очертания прямоугольника, который разделен могучими пилонами на 3 нефа. Во внутреннем пространстве храма возведены большие колонны и размещены огромные хрустальные люстры, изливающие яркие потоки света. По ощущениям собор изнутри очень схож с торжественным дворцовым залом. К тому же собор имеет ярко-желтую внешнюю окраску, что также придает ему праздничный вид на фоне «сумрачного» гранита самой крепости.
Визуальной доминантой храма является колокольня с многоярусным строением, на которой расположены куранты и шпиль, где помещен ангел с крестом. Некоторые исследователи склонны видеть в форме колокольни очертания фигуры самого императора, который имел могучую стать и огромный рост, таким образом считая её своеобразным памятником Петру.
Эта колокольня была сооружена на целый десяток лет ранее самого собора. В ней Петр Алексеевич хотел видеть новый символ своей столицы. Император торопил Трезини, которому было поручено возвести колокольню, превосходящую размером 85-метровую московскую колокольню Ивана Великого. Так и вышло, колокольня Петропавловского собора при Петре имела в высоту 106 метров. Впрочем, и это не было окончательным вариантом. После страшного пожара 1856 года, когда в грозу пострадала деревянная конструкция шпиля (в нее ударила молния), её заменили на металлическую. Разумеется, с увеличением масштаба – теперь колокольня высилась уже на 122.5 метра и стала самым высоким зданием Северной столицы.
В современной России этот шпиль и купол были позолочены, что еще больше придало сияния всему сооружению. Теперь между двумя петровскими «объектами» - Адмиралтейством и Петропавловкой, разделенными свободной Невой, происходит своеобразная величественная золотая «перекличка» шпилей.
Интересные данные:
- Шпиль собора имеет в высоту 56 метров
- Шар над ним в диаметре – 1.6м
- Фигура ангела - 3.2 м. в высоту
- Размах его крыльев – 3.8 м
- Сам собор по длине – 61 м
- Высота его зала – 16 метров
Еще одна интересная деталь – ангел на шпиле собора исполняет также и роль флюгера. По легендам, эта идея якобы тоже принадлежит Петру: рассудительный император повелел сочетать в этом элементе эстетику и практику, чтоб и красиво и для дела было. Но историки уверены, что собственно флюгером петропавловский ангел стал лишь при Екатерине и тоже после очередного бедствия. При наводнении 1777 года фигурка ангела была повреждена порывом ветра, после чего её переделывал другой придворный зодчий Антонио Ринальди. На тяжелое время Великой Отечественной войны петропавловский ангел был укрыт мешковиной, а шпиль – закрашен.
Церковное убранство и богатство храма Петра и Павла
Главной сохраненной реликвией этой церкви считается резной иконостас, который имеет форму триумфальных ворот. Его автором был мастер петровской эпохи – Иван Зарудный. Иконостас наполнен 43-мя иконами, работ Андрея Меркурьева и Федора Артемьева, принадлежавших к московской школе иконописи. Петропавловский иконостас украшен также золотыми фигурами апостолов и признан подлинным шедевром российского декоративного искусства 18 века.
Другие церковные святыни - утварь, книги, картины – не удалось полностью сохранить. Храм был закрыт в 1919 году, и большинство его ценностей могли быть утеряны, расхищены или вывезены. Сам собор стал на годы музеем города. Все военные трофеи, которые собирались в нем с Северной войны, были переданы Эрмитажу или иным музеям. Сегодня Петропавловский собор обладает рядом копий знамен, поверженных армий турок и шведов, которые и напоминают посетителям, что этот храм был также и памятником русского воинства.
Историческая роль храма
Главным отличием этого собора от остальных церквей страны является то, что в нем покоятся останки всех членов романовской династии (исключение – Иоанн VI и Петр II). Погребения всех императоров и императриц, а также великих князей и княгинь оформлены белым мрамором и собирают всегда много посетителей. Впрочем, самым посещаемым надгробием является даже не петровское, а погребение Павла I. По народному поверию, именно у него надо читать молитву, чтобы спастись от любой беды – от судебной тяжбы до невезения в любви.
В 1998 году романовская усыпальница была увеличена - там захоронили останки расстрелянного последнего царя Николая II и его семьи.
Рядом с Петропавловским собором имеется и еще одно кладбище – Комендантское. Оно расположено у алтарной стены и отделено от центральной аллеи металлической решеткой. На нем есть захоронения всех 18 комендантов великой крепости: начиная с первого из них –Романа Брюса. Но это памятник самой Петропавловской крепости и ее истории.
Истории о соборе из народных легенд
Начнем с реальных, но уже почти фантастических для нас фактов.
Разумеется, главным храмовым праздником собора был день св.апостолов Петра и Павла. В этот день помимо торжественного богослужения устраивался праздничный обед в Комендантском доме. Ничего особенного, за исключением того, что в обязательное меню этого обеда неизменно входил осетр, которого вылавливали в Неве рядом с самой крепостью!!!!
И еще одна история, подлинность которой практически не оспаривается историками, если не считать ее «выводы».
Произошла она во времена Николая I. Как раз тогда над столицей бушевал сильнейший ураган, который значительно покосил ангела на шпиле. Фигурка с крестом сильно накренилась к земле и могла упасть в любую минуту. Впрочем, оперативно поправить её не могли – требовались дорогостоящие леса, поэтому длительное время «согбенный» ангел так и простоял. А тут находится 23-летний крестьянин, которого впоследствии окрестили «небесным кровельщиком» - Петр Телушкин. Парень крепкий и рукастый, он взбирается, едва цепляясь за маленькие кровельные выступы, наверх и поправляет фигуру ангела.
Царь жалует умельцу медаль «За усердие» и распоряжается дать Петру право на бесплатную рюмку водки во всех питейных заведениях страны. Для этого под подбородком парню ставят специальное клеймо, постучав по которому пальцем, он мог бы получить причитающееся. Так вот, народное предание связывает появление этого знаменитого жеста-приглашения к выпивке именно с этим эпизодом в истории Петропавловского собора. Но это, конечно, «преданья старины глубокой»…
Сегодня же Петропавловский собор является крупнейшим храмом столицы, богослужения в котором проводят в праздничные дни. И государственным музеем, открытым для всех, кто жаждет узнать тайну великой идеи Петровского Парадиза на краю империи. И, конечно, полюбить её навсегда!
|