Расцвет эпохи абсолютизма лучше всего отражает итальянское барокко. Архитектурный стиль отличается сложностью криволинейных форм, динамизмом, пышностью, причудливостью. В России сначала возникло московское барокко, а затем – петровское течение, которые друг от друга значительно отличаются. Художественный и архитектурный стиль «петровское барокко» получил такое название, так как был одобрен Петром I.
Стиль возник в Петербурге в результате творчества западноевропейских архитекторов, которые были приглашены правителем. Шла Северная война, возводились порт, крепость и верфь, на скорую руку сооружались казармы, торговые ряды, слободы и дома для офицеров. В ту легендарную эпоху здания были преимущественно деревянными и не несли никакой стилистической нагрузки. Поэтому для проектирования построек в Северной столице начали применяться новые архитектурные тенденции.
Петровское барокко датируется 1697—1730 годами. Это время правления Петра и его преемников. Стиль ориентируется на образцы немецкой, шведской и голландской гражданской архитектуры, хотя среди архитекторов были преимущественно итальянцы и французы. В Петербурге в основном строились простые прямоугольные и незатейливые здания. Портики, лепнина и колоннады не практиковались.
На фасадах иногда обозначались элементы архитектурных ордеров, выделенные на интенсивном красном, голубом или розовом фоне нежным белым цветом. Фасады снабжались пилястрами, волютами, фронтонами, а кровли — шпилями. Внутренние помещения часто размещались анфиладой, были без особого убранства. Помимо этого, архитекторы привезли из Европы опыт смывных туалетов и устройства внутреннего водопровода. Храмовая и фортификационная архитектура также отличалась простотой.
К зданиям, выполненным в стиле «петровское барокко», причисляют колокольню Петропавловского собора, Петровские ворота, церковь святого Пантелеймона. До наших дней сохранились такие постройки: Летний дворец Петра Первого, Кикины палаты, Меншиковский дворец, Кунсткамера, Александро-Невская лавра. В отличие от нарышкинского барокко, которое было популярно в тот период в Москве, петровское течение представляло собой окончательный разрыв с византийскими традициями, доминирующими в петербургской архитектуре веками.
|