«Не будет ли желательнее соорудить памятник А. С. Пушкину не в виде
статуи, а в виде постройки особого музея. В музее этом, которому должно
быть присвоено имя Пушкина как родоначальника нашей изящной литературы,
будет сосредоточено все…»
Так писала в 1905 г. комиссия по
возведению памятника А.С.Пушкину, организованная при Академии наук еще в
1899 году (где председателем был великий князь К.Р.). К столетию
великого поэта в русском обществе окончательно созрела идея не только
увековечивания памяти А.С.Пушкина в постаменте в северной столице, но и
целого учреждения – Одеона имени Пушкина.
Предполагалось создать
нетрадиционный памятник, который бы не ограничивался только мемориальной
частью, но и способствовал изучению и распространению и пушкинского
наследия, и наследия всех «корифеев русской литературы».
Считается, что
предысторией «Пушкинского Дома», или «Дома Пушкина», как его стали
называть вначале, была проведенная в юбилейном 1899 году в здании
Академии наук пушкинская выставка, состоящая из собранных по разным
источникам книг, документов и различной иконографии. Выставка вызвала
неодолимое стремление создания единого центра, где бы все это могло
содержаться постоянно и быть активным и доступным для посещения и
изучения, ведь после закрытия выставки все представленные экспонаты
частных коллекций вернулись к своим владельцам.
В 1907 году эта почти
«народная» идея, рожденная интеллектуальной элитой России, утвердилась в
государственном решении – «Пушкинский Дом» попал в ведение
Императорской Академии наук и обрел статус государственного достояния.
Но
задолго до оформления своего статуса Пушкинский дом стал «прирастать»
экспонатами. В 1900 году энтузиасты пушкинисты академик Л.Н.Майков и его ученик Б.Л.Модзалевский
озаботились личной библиотекой А.С.Пушкина, которая после смерти поэта
хранилась в селе у его внука – Александра Александровича. А до этого в
ящиках кочевала и в Гостином дворе, и в разных подвалах…
Разумеется,
после таких 60 лет «хранения» книги нуждались в реставрации. Личная
библиотека Александра Сергеевича состояла из книг на 14-ти языках, всего
1523 названия, среди которых было и антиквариатное издание 1596 года – «Божественная комедия» Данте, и экземпляр из тайной канцелярии «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева.
Книжное
собрание А.Пушкина в 3700 томов было обследовано (в течение пяти лет), а
затем и куплено у наследника в 1906году, которому, кстати, уже
поступали выгодные предложения от заграничных книжных торговцев.
Александру Александровичу было предложено 18 тыс. рублей и,
следовательно, душевное спокойствие за библиотеку деда, которая
остается в стране в качестве народного достояния. Так был заложен
фундамент Пушкинского дома.
Следующей была приобретена коллекция А. Ф.Онегина.
Это был поистине уникальный человек. Рожденный в 1845 году в Царском
Селе, он по легенде был незаконнорожденным сыном династической фамилии.
Получив от крестной матери простую фамилию «русскую» Отто, Александр
Федорович в 21 год взял себе фамилию любимого пушкинского героя – Онегин, а с 1890 года получил на это даже разрешение императора Александра III.
Впрочем, уникальность его состояла в другом: Отто-Онегин всю свою жизнь
посвятил коллекционированию вещей, связанных с жизнью и творчеством
А.С.Пушкина – письма, книги, портреты, автографы, рукописи.
Уехав в 1879
году в Париж, Онегин
встречался даже с Дантесом, а в своей квартире, в трех комнатах создал
музей собранных пушкинских реликвий. Александр Федорович был дружен с
П.Жуковским, И.Тургеневым,
его коллекция была пополнена преданными П.Жуковским 60тью рукописями
А.С.Пушкина, посмертной маской поэта, записками врача В.Даля и
И.Спасского, а также 400 томами самого В.А.Жуковского, его архивом и
собранием картин.
Всего насчитывалось более 3500 книг, из 800 названий,
куда входили все издания поэта при его жизни, практически вся литература
о самом Пушкине, его переводы, альманахи и подборки журналов и газет.
Тесно сотрудничал Онегин и с крупными букинистами и антикварами.
К концу 19 века собрание Онегина
представляло собой настоящий пушкинский дом, где имелось книжное
отделение, музейное и рукописное, но только расположенный во Франции. К
нему-то и отправляется в 1908 году Модзалевский для ознакомления с этой грандиозной коллекцией. После отчета этого пушкиниста-подвижника с А.Онегиным велись переговоры, в результате которых все собрание Онегина
по договору после его смерти попадает в Россию, плюс единовременная
выплата коллекционеру 10 тыс. рублей и по 6 тыс. ежегодно для прироста
экспонатов. Так с 1928 году (А.Ф.Онегин скончался в 1925 году, завещав
Родине еще и — 600 тысяч франков) Пушкинский дом обогатился еще одним
огромным собранием, причем, известно, что сами рукописи поэта
доставлялись в С.-Петербург диппочтой.
Молодая
советская власть с большим вниманием отнеслась к Пушкинскому Дому, его
финансировали и охраняли, постоянно пополняя запасники коллекциями
бывших дворянских фамилий, например, А.Ф.Кони, Раевских, Вяземских, Плетневых, Я.П. Полонского,
Н.Н.Врангеля и самого великого князя Константина Константиновича
(К.Р.).
С 1918 года Пушкинский Дом получил новый государственный
статус - академический; а с 1927 года и «постоянное местожительство» -
здание бывшей Таможни на Васильевском
острове, построенное в 30хгг. 19 века (арх. И.Лукини). Интересно, что
существует легенда, что в этом роскошном строении бывал и сам Александр
Сергеевич.
Пушкинский Дом сейчас имеет более 200 тыс. единиц
музейных реликвий, причем, сюда входят и изобразительные, и
историко-бытовые и документальные экспонаты, относящиеся ко всей русской
литературе периода 18-20 вв. По существу, это единственный во всем мире
музейно-исследовательский организм с таким богатым разнообразием и
функциями.
Его национальный общелитературный музей как бы состоит из
отдельных экспозиций, посвященных великим русским писателям, чьи
мемориальные музеи отсутствуют в столице, например, обширные коллекции
лермонтовского, толстовского, тургеневского, гончаровского собраний. Из пушкинодомских коллекций создавались мемориальные музеи Ф.Достоевского и А.Блока.
Огромный
интерес представляют созданные в Пушкинском Доме Рукописный отдел и
Древлехранилище, где бесценными экспонатами являются уникальные
авторские рукописи и рукописи древнерусских текстов и славянских
манускриптов. Среди них уж совсем неожиданным открытием для нас являются
крестьянские бытовые и деловые бумаги прошедших веков – письма, архивы и
даже дневники.
Так что, имея такой уникальный и огромный музей музеев нашей великой литературы, мы можем вслед за А.Блоком воскликнуть:
Имя Пушкинского Дома
В Академии Наук!
Звук понятный и знакомый,
Не пустой для сердца звук!
|