«Быть рыцарем, не нося знаков рыцарского достоинства, — лозунг современного офицерства. В этом — одна из трудностей офицерской профессии в современных условиях... Как бы высок или низок ни был моральный уровень данного народа в данную эпоху, рыцари этого народа — офицеры — должны стоять на более высоком моральном уровне, нежели лучшие группы или слои народа <...>. Офицер должен... иметь, как учил Петр Великий, «любление чести». Честь — драгоценнейшее свойство офицерского духа», — писал Е.Э. Месснер.
И хотя феномен средневекового рыцарства миновал наше Отечество, дух и традиции этого явления были восприняты российским офицерством, а дальше стали основой мироощущения и способа жизни русского дворянства.
В С.-Петербурге прижился и длительно время существовал даже такой праздник – Рыцарская карусель.
Вначале это был механический аттракцион, который привез в Россию Петр I.
Это была и забава, и увлечение-тренировка для всех молодых юношей-дворян. Разумеется, напоминала она известный детский аттракцион – вокруг мощного деревянного столба вертелись фигурки лошадок или колесниц. Задачей наездников было снять копьями развешенные вокруг кольца, либо поразить установленные по периметру мишени. Со временем механическая карусель потеряла свое военно-подготовительное значение, поскольку взрослые наездники стали упражняться в этом на живых лошадях, и превратилась в простое детское развлечение и ярмарочный аттракцион для всех.
Для демонстрации настоящего мастерства выездки и владения трюками с оружием во времена Екатерины Великой были организованы конные карусели. Для подобных мероприятий на Дворцовой площади перед Зимним был сооружен большой амфитеатр в классическом стиле (арх. Ринальди). Он вмещал в себя несколько тысяч зрителей и был украшен гирляндами цветов, нарисованными львиными головами и воинскими доспехами. Первая карусель состоялась в 1766 году, и была превращена в грандиозное яркое зрелище. «С.-Петербургские ведомости» отмечали, что в тот день на зрителей-горожан были буквально обрушены красота и богатство туалетов участников, роскошь одеяния рыцарей переливалась золотом и серебром, а головные уборы переливались бриллиантами и драгоценными камнями. Праздник собрал огромную толпу зрителей, шествие участников сопровождалось многочисленными рядами зевак и любопытных, а сам амфитеатр был переполнен до пределов. «Сколько великое стечение народа по улицам в то время было, того описать невозможно, ибо как в амфитеатре и по сторонам и на кровлях бесчисленное множество».
В действе первой рыцарской карусели принимали участие:
- всадники, разделенные на 4 части (кадрили – Славянская, Индийская, Римская, Турецкая. Все наездники были в соответствующих костюмах и с личными оруженосцами),
- а также церемониймейстер с конвоем (два трубача, офицер, по восемь герольдов и всадников),
- плюс музыканты и возничие.
Главным судьей праздника воинской удали и мастерства был назначен генерал-фельдмаршал граф фон Миних.
Сама карусель состояла из поочередных скачек на лошадях или на колесницах и включала в себя специальные военные упражнения – участники на ходу поражали манекены льва и мишени, рубили голову чучелам гидры, а также демонстрировали умение обращаться со шпагой. Судьи на местах оценивали мастерство каждого специальными очками. По завершении карусели все действующие лица отправлялись в Летний дворец, где проводилось подведение итогов и вручение призов. А после начинался ночной бал-маскарад до 5 утра. По сведениям современников, первая русская карусель получилась такой грандиозной и захватывающей, что этот праздник было решено повторить в том же году еще раз. Интересно, что в таком военном действии принимали участие и женщины. Так, победительницей в двух первых каруселях среди «женских рыцарей» стала Н.Чернышева, она была в то время фрейлиной императрицы, твердо сидела на лошади и умело скакала даже с мужским седлом, отменно владела шпагой и стреляла из лука.
Удивительная судьба была у этой женщины, позже она станет прообразом той самой «Пиковой дамы», будет известна свету как княгиня Голицына. К ней будут приходить офицеры гвардии при полном параде, как к начальству, а она сама стоя будет приветствовать лишь одного императора. А пока же Н.Чернышева получает бриллиантовую розу и золотую медаль из рук самой Екатерины Великой.
В 19 веке рыцарская карусель доберется и до Москвы, в числе ее организаторов и участников будут значительные личности России – государственные деятели и армейские начальники, творческие личности и покровители изящных искусств.
Известно, например, что карусель в 1811 году стала полностью благотворительной. Полученные деньги рыцари-кавалеры раздавали бедным офицерам, раненым солдатам, вдовам и просто нуждающимся горожанам. На эти средства даже выкупались арестанты, находящие в заключении за долги.
Со временем Рыцарская карусель в России перестала быть воинским соревнованием и превратилась в придворный праздник танцев на лошадях. Тогда же карусель становится и закрытым мероприятием для избранных.
В таком виде она и просуществовала до конца царствования российских императоров.
Однако Рыцарская карусель неожиданно возрождается уже в нашем столетии. Правда у нее меняется название, она становится разводом пеших и конных караулов Президентского полка. Здесь также демонстрируются и строевое мастерство, и умение обращаться с оружием. Ритуалы разводов караулов также существовали в царской России, сейчас же они объединены вместе со зрелищной традицией рыцарских каруселей и являют собой настоящий праздник воинской церемонии, который также собирает множество зрителей.
Будем надеяться, что за этим величественным действом воинской доблести вслед будет возрождаться и великая идея русского «рыцарства» - дух и традиции дворянской чести, мужества, нравственного долга перед Отечеством, моральной ответственности перед слабым, женщиной, ребенком, способности к высокому подвигу ради любви и жизни.
|