Грандиозный и величественный архитектурный ансамбль Дворцовой площади возникает с середины 18 века и ныне занимает площадь около 8 га.
Ее северным рубежом является Зимний дворец, южным – полукружие здания Главного штаба с прорезной Триумфальной аркой, восток обрамляет здание Штаба Гвардейского корпуса. Визуальным центром Дворцовой площади является Александровская колонна.
Дворцовая площадь стала так называться с 1766года, когда возникла необходимость обустроить территорию перед уже пятым по счету зданием Зимнего дворца. Первоначально вся эта окрестность именовалась Адмиралтейским лугом, который начинался от валов и рвов Адмиралтейской верфи-крепости. Это было большое открытое и пустое пространство, отведенное для ведения боевых действий артиллерии, расположенной в крепости, так называемый, гласис. (В случае угрозы нападения с суши гласис имел важнейшее фортификационное значение).
После того, как значение крепости Адмиралтейства было снято, территория будущей дворцовой площади использовалась под складирование, хранение леса, затем для места торговли (Морской рынок), а после для знаменитой Карусели – известных царских потешных гуляний и развлечений. Тогда здесь по высочайшим указам устраивались потешные павильоны, жарились мясные туши для последующей раздачи городскому люду и лились винные фонтаны.
С 1754 по 1762 г Адмиралтейский луг превратился в строительную площадку, возводимого Б.Растрелли пятого варианта Зимнего дворца. Затем с южной стороны выстраиваются три дома по форме амфитеатра, и на площади перед дворцом начинается «гвардейская» жизнь – сменяются караулы, проходят торжества.
С 1819 года за обустройство главной императорской площади берется великий К.Росси. На месте «амфитеатра» нескольких домов он возводит полукруглое величественное здание, обрамляющее территорию и доводящее всю площадь до логического и эстетического совершенства. В 1829 году возникает здание Главного штаба с грандиозной Триумфальной аркой, связывающей восточные крылья основного здания.
По стилевому решению здание Главного штаба выполнено с применением классической колоннады. Это способствует созданию эстетического единства всей площади, так как органично сочетается с барочными конфигурациями Зимнего дворца. Здание Главного штаба имеет самый протяженный фасад в мире, длина которого 580 м, по центру прерываемый огромным монументом Триумфальной арки высотой 36 м. Арку венчает колесница Славы.
Тематика воинской доблести распространена на весь декор арки – из трофеев и венков сформированы орнаменты, богини славы, летящие на ядрах (идея самого К.Росси) протягивают победителям пальмовые ветви. Они расположены при выходе с Дворцовой площади, а со стороны входа на площадь (со стороны Б.Морской) входящих лавровыми венками приветствуют античные часовые.
Именно этот вход на Дворцовую и рассчитывался К.Росси как парадный и самый зрелищный. Сам монумент Триумфальной арки посвящен победе русского оружия 1812года.
Как композиционный акцент всего ансамбля Дворцовой площади на ее центральной части в 1834 году из монолита розового гранита возводится Александровская колонна, высотой в 47,5 м. Это также памятник победе над армией Наполеона, названный в честь победившего императора – Александра I. – «Александру I благодарная Россия» - высечено на ее камне.
Сверху колонны на нас взирает склоненное лицо ангела, который попирает змею крестом, что должно символизировать тожество победы добра.
Завершает композицию построек Дворцовой площади и «замыкает» ее с востока здание Штаба Гвардейского корпуса, возведенное в 1843году. Архитектором этого строения был старший брат известного русского живописца Карла Брюллова – Александр. Для органического синтеза со всем стилевым единством Дворцовой площади А.Брюллов украшает центральный фасад здания Штаба 20-тью ионическими колоннами портика.
Так формируется прекрасный архитектурный комплекс Дворцовой площади, объединяющий несколько величественных зданий под единым смысловым верховенством царской резиденции - Зимнего Дворца.
Новое в облике Дворцовом появилось в конце 20 века – площадь покрыли гранитной «сеткой» с 450-тью ячейками из плит серого и розового цветов.
|