Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Для сравнения поэт не зря выбирает Александровскую колонну (ее потом со слов гения так и будут именовать – Александровский столп). Высота этого монумента, посвященного победе русского оружия в Отечественной войне 1812 года, делает ее самым большим памятником подобного рода – 47,5 м.
Александровская колонна почти на 10 метров выше своего образчика – колонны Траяна в Риме (113г.н.э.). Именно Траянский монумент было предложено О.Монферану использовать как ориентир. Непременным условием было также превосходство в высоте над аналогичной колонной Наполеона в Париже (Вандомская, 43,5м).
Правда, О.Монферану знаменательный монумент виделся поначалу совсем в другом решении. На первых эскизах великого архитектора Августа Антоновича (как к нему обычно обращались по-русски) этот памятник представал в виде обелиска, но Николай I настаивает на ином варианте, а именно – колонне, являющейся символом триумфа еще с античности.
Александровская колонна была высечена из монолита скалы – розовый гранит - рядом с Выборгом. На обработку исходника понадобилось около 2 лет, а на установку в С.-Петербурге силами двух тысяч солдат и четырехсот рабочих – час сорок пять минут. Под фундамент памятника было забито 1250 свай и заложено шкатулку с юбилейными монетами в честь победы.
Далее был установлен огромный 400-тонный монолит пьедестала. Интересно, что в работах по доставке и установке мраморной глыбы принимал участие и техник-самоучка В.А.Яковлев. Еще поразительнее выглядит следующее – Александровская колонна стоит на постаменте незакрепленной, свое положение она сохраняет лишь силой собственной тяжести (600т).
Это и сейчас является чудесным фактом, а в те времена петербуржцы были настолько поражены и опасливы в отношении колонны, что по первому времени даже боялись находиться рядом с ней. Есть легенда, что сам Монферан в качестве убедительного аргумента в надежности строения и его безопасности принялся гулять под колонной каждый день. Этой «наглядной» привычке он не изменял практически до самой смерти.
На вершину Александровской колонны была установлена фигура ангела, у которого было заметно почти портретное сходство с внешностью императора-победителя – Александра I. Ангел Александровской колонны изображен с воздетой к небу правой рукой и держащим крест в левой. По бокам пьедестала были размещены бронзовые горельефы с изображениями Победы и Мира и аллегориями Мудрости, Справедливости, Изобилия и Милосердия.
Со стороны Зимнего дворца пьедестал украшают две летящие фигуры и символическая надпись «Александру I благодарная Россия». Сама Александровская колонна окружена полутораметровой оградой из бронзы, созданной также по проекту Огюста Монферана. На углу этой ограды была установлена караульная будка и неслась круглосуточная вахта.
Еще один интересный факт Александровской колонны сокрыт именно в ее ограде, украшенной 136 фигурами двуглавого орла. Здесь таится некоторый оптический обман, все фигурки птиц на самом деле 3х-головые и 3х-крылые. При любом угле зрения эти птички, тем не менее, смотрятся в соответствие с гербом – двухголовыми, так как третья всегда сокрыта за двумя другими.
Это сделано, очевидно, для полноценного панорамного обзора памятника со всех сторон.
Обнаружить третью голову можно лишь с очень близкого расстояния.
При тожественном открытии монумента 30 августа 1834 на Дворцовой площади находились августейшие особы, дипломаты и 100 тыс. войско, для прохода которого по площади был сооружен Певческий мост на Мойке.
|