Великое значение С.-Петербурга для России, по словам русского критика В.Белинского, заключалось в том, что он всегда был «представителем новизны» в нашем Отечестве.
Считается, что большинство самые значимых для российской, а особенно для петербургской культуры, традиций были рождены в годы петровского царствования.
Это касается, в том числе и становления и развития праздничной, светской, аристократической культуры.
С петровских времен повелось все события государственной значимости и крупных побед отмечать торжественно, пышно, с шумной и блистающей роскошью и огромным размахом. Такие праздники превращались в северной столице в официальные торжества, приобретали статус имперского праздничного события, а сам С.-Петербург, естественно, становился на это время главной парадной площадью празднества.
Конечно, в Петербурге существовали и иные праздники – религиозные обряды, народные гуляния, придворные балы и маскарады, дипломатические церемониалы. Но самыми главными и органичными по смыслу и стилю были именно официальные государственные и столичные торжества, которые отличал строжайший церемониал, холодная сдержанность этикета и нарочитая корректность жанра. Именно такие мероприятия теперь соответствовали статусу и амбициям новой столицы, а все прежние разгульные народные гуляния стали прерогативой Москвы. Выдающий ученый семиотик Ю.М.Лотман отмечал в качестве отличительной особенности всех петербургских праздников их «светско-политизированный характер». Интересно, что северная столица хоть и была названа первым русским императором в честь апостола Петра, настоящая «святость Петербурга – в его государственности». Поэтому именно здесь совершенно иной тип праздника – государственный – начинает превращать и утверждать ритуал в настоящий светский церемониал. Новая структура нового государственного ритуала – праздника тщательно разрабатывалась и, как правило, непременно становилась цельной и стройной системой. Так, в центре действа находился сам император, который был окружен соответствующей имперской эмблематикой и символикой. В систему государственных официальных торжеств входили «царские дни», виктории, кавалерские праздники и другие мероприятия, отнесенные к разряду церемоний государственного официоза.
При этом каждый из таких праздников состоял из набора конкретных церемоний, в которых принимал участие весь царский двор. Всем придворным в соответствии с их чинами и статусами отводились совершенно определенные роли, которые надлежало исполнять со всей строгостью и рвением. Все эти роли, вплоть до самых мелких, исполняли также и гражданские лица. Весь церемониал был расписан со всеми подробностями и регламентирован специальным положением. Интересно, что такие регламентированные церемониалы были разработаны не только для официальных праздников, но и для охоты, маскарадов, балов, приемов и даже праздничных застолий.
Как отмечали иностранцы жизнь в северной столице того времени отличалась некоторой полихроничностью – в богатых домах продолжали жить по-русски, а вот светская и церемониальная жизнь уже протекала по европейскому «стандарту».
Исследователи выделяют еще одну интересную тенденцию публичной жизни С.-Петербурга петровского и последующих периодов. Вслед за дворянской аристократией «благородные забавы» и новые обычаи стали включаться в праздничный антураж и среднего сословия. Так, например, становится принятым сопровождать званые обеды оркестровой музыкой, а пение и музицирование становятся «востребованны» и в купеческой, и в мещанской среде. Разумеется, это было вызвано не внутренними эстетическими потребностями, большей частью это была претензия на «благородные развлечения». Однако эта тенденция становилась достаточной широкой и постепенно превращалась в новую традицию культуры праздников в столице.
Очевидно, что таким тожественным регламентам официальных церемониалов новой столицы как нельзя лучше соответствовал и сам архитектурный облик С-Петербурга. Он был своеобразным бальным костюмом столицы с непременными парадными атрибутами: классическими колоннадами и колоннами, нарядными пьедесталами и памятниками, одетыми в гранит набережными рек и каналов. Архитектура города как имперский фасад с его классической доминантой воспринималась парадным зрелищем, повышающим переживание праздничного события в соответствии с требованиями официального торжества. Казалось, что достаточно выстроить гвардию в каре на Дворцовой площади – и необходимый праздничный официоз обеспечен. Рационален план города и то, как он строился, рациональностью отмечено и праздничное пространство, несмотря на его поэтичность.
Петербург был задуман Петром I и строился как столичная царская резиденция, как европейский город. И чтобы соответствовать этому, «юный град, полнощных стран краса и диво» волей Петра заставляет российскую знать сбривать бороды и обнажать плечи, надевать голландские чулки и английские кринолины, а на берегах Невы начинается бесконечная череда праздников, маскарадов, шествий, парадов, фейерверков, и они будут продолжаться на протяжении двух столетий. Петербург ведет открытую жизнь, да другой и не могло быть на «открытых всем ветрам» площадях и «першпективах». Постепенно складывается светское общество и аристократический образ жизни с придворными приемами, развлечениями и забавами. Двор становится законодателем мод, увеселений, торжеств. На троне сменялись государи, изменялись и правила светской жизни. Столь заманчивая, сверкающая роскошь столичных праздников подчинялась строгому регламенту с четкими ролевыми функциями и обязанностями всех участников, что и составляло особый столичный образ жизни, где незыблемо соблюдались свои законы и свои правила.
В 1712 году Петр I переводит столицу из Москвы в Петербург. С этих пор петербургским официальным торжествам придается особое значение, они считаются главными столичными празднествами империи и возводятся в ранг закона для всех российских подданных. Столичные государственные праздники были отмечены имперской значимостью, необыкновенной серьезностью и осознанием важности происходящего. В их основе всегда лежало событие государственной значимости, которое имело особый смысл для истории Отечества, поддерживало имперскую идеологию и несло пафос государственности.
Однако в большинстве случаев сама атмосфера и восприятие такого государственного праздника ощущалась человеком лишь как тяжкий и обременительный долг, поскольку все эти регламенты государственного официоза требовали от исполнителей особой напряженности и ответственности. Разумеется, что все праздники такого калибра и санкционировались, и финансировались государством. К тому же непременно подразумевали присутствие на них августейших лиц империи, что однозначно предусматривало полную сдержанность, четкость и предельную собранность. Ни о какой раскованности, искреннем веселье и безмятежной радости речи идти не могло. Исключалась также и любая импровизация, и свобода слова и поведения. В таких торжествах человек мог решиться лишь на тишайший шепот и то – лишь в случае острейшей необходимости. Явка на все государственные праздники была обязательной для всех представителей элиты, а сами торжества «облачались в ранг» особого и важного государственного события. Праздники, санкционированные двором, были всегда этикетны, формальны и выполняли рекламно-представительскую функцию.
Участие в новых празднествах петровского времени было выполнением определенных обязательств перед царем, Петербургом и Россией. Столь обширные, дорогостоящие, хотя и утомительные торжества воздействовали на чувства верноподданных, демонстрировали их сопричастность великим преобразованиям в великой державе. Так в новой России постепенно формировалась новая и особая петербургская праздничная культура.
|