В короткое время стилевое решение «необарокко» стало весьма популярным в России и в Северной столице. Был 19 век, и возникало много неостилей. Веяние «необарокко» проявлялось в архитектуре менее определенно, соединяясь, как правило, с элементами неоренессанса и неорококо.
На новых домах появились консоли, эркеры, балконные решётки, тройные и двойные окна, а также большие застеклённые витрины. В шестидесятых годах 19 столетия в стране начало развиваться производство сварочного железа и железного проката, а потом и стального проката. Это событие позволило применять большие пролеты сооружений и зданий, перемычки проёмов из железа и косоуры лестниц.
В данном архитектурном направлении в Петербурге были построены такие здания - особняк Т. П. Дылёва с полукруглым портиком, особняк П. И. Демидова, доходный дом Н. П. Жеребцовой, особняк Е. М. Бутурлиной. Интересной работой, выполненной в духе позднего классицизма, считается Мариинский дворец. Но вместе с этим уже можно было заметить мотивы европейского необарокко. Появились сложные украшения и мелкая рустовка фасадов, пилястры и колонны оснащались двойными каннелюрами. Компоновка помещений - анфиладная, использовались металлические конструкции стропил и балок.
Одним из первых произведений необарокко в Петербурге является перестроенный Дворец Белосельских-Белозерских. Фасады выполнялись в архитектурном стиле елизаветинского барокко 18 века, украшались наличниками со скульптурными картушами и лучковыми фронтонами, трехчетвертные пилястры и колонны портиков оформлялись коринфским ордером. Некую изящность придавали фигуры кариатид и атлантов, что установлены на фасадах и внутри постройки.
Внутренняя отделка зданий, которые построены в архитектурном стиле «необарокко», поражает своей пышностью: ажурные кованые канделябры, пилястры с кариатидами, решетки с вензелями, мраморная облицовка, панели из дерева с золоченой резьбой, обивка тканью. Разностильные кариатиды и элементы использовались архитекторами при сооружении Ново-Михайловского дворца на Дворцовой набережной.
|