Летело неумолимо время, менялись правители, название у города, но только красивое здание на Невском проспекте сохранило свой первозданный облик. Строгановский дворец мало изменился с той поры, как в 1754 году здесь были воздвигнуты его стены. Может быть, он даже стал еще краше после ряда реставрационных работ.
В прежние годы главная улица Санкт-Петербурга еще не имела респектабельный вид. Украшали ее старинные деревянные строения. Владельцем участка с недостроенным домом по Невскому проспекту, 17 в 1742 году становится Строганов Сергей Григорьевич. Барону пришлось закончить строительство, но ему хотелось бы расширить свои владения. Мечтая о каменном здании, он просит соседа продать ему свой участок, но тот отказывает. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Неожиданно случившиеся пожары уничтожили деревянные строения, поспособствовав возведению дома на обширном участке. Строительством занялся ни кто иной, как архитектор самой Елизаветы Петровны – Ф.Б. Растрелли. Этим была оказана честь барону, состоящему в хороших отношениях с семейством Романовых. В те годы придворные архитекторы не занимались частным строительством, а Строганову было сделано исключение. Сама государыня была лично на балу по случаю новоселья в 1754 году и потом не раз посещала дворец.
Расположившись на главной улице города, Строгановский дворец строго занял красную линию. Оба фасада здания и на проспекте, и на Мойке имеют представительный вид. Их архитектурный стиль пропитан итальянским духом. На простенках между окон строения помещены медальоны с изображением мужского профиля. Неизвестно кого именно представляют скульптуры: Растрелли или Строгонова, но зданию они придают неповторимый вид.
Дом имеет парадный подъезд. Апартаменты, состоящие из пятидесяти комнат, разместились на трех этажах здания. Гордостью дворца считается галерея, где повсюду зеркала, итальянская живопись, позолоченная скульптура. Парадную лестницу с витыми позолоченными перилами украшает богатая лепнина. Большой зал дворца до сих пор хранит отпечаток искусных рук итальянских мастеров.
Барону не пришлось долго прожить в новом доме. В 1756 году Сергей Григорьевич умирает, а хозяином во дворце становится его сын – Александр. Уже при нем к зданию пристраиваются два флигеля, придав ему форму каре. Александр Сергеевич в свое время был выдающейся личностью. Президент Академии художеств, меценат, директор Публичной библиотеки занимал активную жизненную позицию. В те годы в Санкт-Петербурге Строгановский дворец был сосредоточением культурной жизни. Поэтические вечера, балы, концерты, маскарады - одно мероприятие сменялось другим. Здесь бывал весь свет Петербурга.
Сильный пожар, произошедший во дворце в 1790 году, уничтожил первоначальный облик практически всех помещений кроме Бального зала. Реставрацией занимался Андрей Воронихин – архитектор из крепостных.
Вплоть до 1917 года в доме жили потомки семейства Строгановых, пока они не покинули Россию, перебравшись за границу. Дворец переходит в собственность государства и его помещения используют для различных целей. Томский университет получает в собственность Строгановскую библиотеку. В здании размещается созданный историко-бытовой музей, который с 1925 года считается филиалом Эрмитажа. Впоследствии его закрывают, а экспонаты размещают по крупным музеям.
Строгановский дворец нуждается в очередной реставрации. Часть работ по восстановлению интерьеров уже ведется. Причем активное участие в финансировании проекта принимает одна французская подданная – госпожа Элен Строганова.
Один из лучших образцов русского барокко, единственное жилое здание XVIII в. на Невском проспекте, Строгановский дворец принадлежал вплоть до 1917 г. древнейшему роду промышленников Строгановых. Построенный в кратчайшие строки по проекту одного из самых востребованных архитекторов эпохи, Ф.Б.Растрелли, он поражал современников роскошью убранства, великолепием великосветских балов и обедов.
Еще в первой половине 19 в. Строгановы начали собирать обширные научные и художественные коллекции. Позже здесь разместились богатейшие собрания книг, коллекции западноевропейской и российской живописи, нумизматики и минералов, для чего были созданы специальные «интеллектуальные залы» – Минеральный и Физический кабинеты, Библиотека и Картинная галерея, в которой граф А.С.Строганов, будучи президентом Академии художеств, предоставлял возможность студентам (будущим прославленным русским живописцам) копировать работы из своего собрания.
Сегодня, посетив дворец, Вы сможете совершить увлекательное путешествие по страницам его архитектурной истории – от барочного Большого зала Растрелли к великолепным образцам классицизма в интерьерах Садовникова и Воронихина. Обновленный, возродивший свое архитектурное убранство, Строгановский дворец наполнен произведениями живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из фондов Русского музея.
|