Церковь Симеона и Анны, которая размещается на углу двух улиц – Моховой и Белинского, принадлежит к числу старейших православных храмов Санкт-Петербурга. Прежде на этом месте стояло небольшое деревянное сооружение, построенное по приказу Петра в 1712-1714 годах. Та церковь носила имя Архангела Михаила. Участок под зданием и окружающие земли, тянувшиеся до главной перспективы, принадлежали дочери государя Анне. Это был его подарок по случаю наречения ее царевной.
Деревянное здание оказалось недолговечным, и новый каменный храм строится уже по приказу Анны Иоанновны. Воздвижение церкви происходило в 30-х годах восемнадцатого века. Занимался проектированием и руководством работ архитектор В.Г. Земцов. Его коллега - И.Я. Бланк тоже принимал активное участие в строительстве.
Императрица считала своими небесными покровителями Анну Пророчицу и Богоприимца Симеона. Кстати, ее наречение царевной происходило в день чествования этих святых. В этой связи главный алтарь освящают во имя Симеона и Анны. Два других: правый и левый соответственно освящают во имя Архангела Михаила и Ефрема Сирина. Совершал процедуру архиепископ Феофан.
Наличие трех приделов давало возможность совершать литургии до трех раз в день. Церковь причисляют к придворному ведомству, и остается она в этом статусе до 1802 года. В храме собирается все духовенство по случаю больших православных праздников. Это позднее, после воздвижения Казанского собора, духовенство покинуло его пределы, а его передали епархии.
Новое каменное сооружение было исполнено в стиле «петровского барокко» без излишней роскоши и помпезности. На принадлежность к архитектуре петровских времен указывает наличие шпиля, позаимствованного у зарубежных зодчих. Его водружением занимался Ван Болос – искусный плотник из Голландии. Он специализировался на постройке шпилей. Колокольня храма размещалась на высоте 47-ми метров от земли, поэтому звуки колокола разносились далеко по округе. Здание недаром называют памятником русского зодчества. В нем использованы основные композиционные приемы. Для первоначального облика Симеоновской церкви была свойственна искусная резьбы. Ею были отделаны фасады.
Великолепно украшение внутренних помещений церкви, где преобладала ордерная архитектура. Пилястры, разделяя стены центрального двухярусного придела, являлись здесь главным архитектурным украшением, делая интерьер помещения неоднообразным. Колонны на уровне первого яруса венчались капителями из лепнины, а второй ярус был оформлен золотой росписью. Иконостас для церкви Семиона и Анны был вырезан Конрадом Ганом. По задумке архитектора он шел в четыре яруса. Над иконами работало содружество талантливых художников-иконописцев того времени, куда входил А.В. Матвеев и В.И. Василевский.
Здание храма претерпело ряд перестроек. Часовня и ризница были пристроены уже позднее, в период с 1803 по 1808 годы. Деятельность церкви была приостановлена в 1938 году. Практически все ее имущество разграбили, а помещения постепенно пришли в запустение. Какой-то период здание выполняло функции склада.
Новый этап возрождения церкви, но в качестве метеорологического музея, начался в 1951-1954 годах. Занимался реставрированием архитектор В.С. Масленников. Верующие обрели православный храм только в 1991 году. В настоящее время церковь является действующей.
|