«Приглашаем всех городских жителей воспользоваться свежим воздухом и прогулкою в саду, для рассыпания мыслей и соблюдения здоровья»
(из рекламы сада А.Л.Нарышкина у Красной Мызы).
В конце 18 века увеселительная жизнь горожан северной столицы обогатилась еще одним праздничным нововведением. В С.-Петербурге стали открываться увеселительные сады, или воксалы, как их тогда называли. Эти заведения не имели никакого отношения к железной дороге, да и самой такой дороги еще не было.
В толковом словаре В.И. Даля «воксал» определяется как «сборная палата, зала на гульбище; на сходбище, где обычно бывает музыка». Первый воксал появился в Англии в середине XVII века в местечке Vauxhall (по имени владельца Джейн Вокс) близ Лондона. Там был разбит сад для гуляний, вечерами давались концерты, театральные представления и другие развлечения. Английское новшество пришло в Петербург и постепенно начало входить в моду.
Первым таким увеселительным заведением стал открытый в 1793 году сад «Воксал в Нарышкиновом саду». Учредил его специалист своего дела – поддиректор императорских театров барон Ванжура.
По средам и воскресеньям «Нарышкинов сад» давал балы, маскарады, праздники и танцевальные вечера. Все начиналось с 8-ми вечера и стоило рубль с персоны. Посетители могли являться как в масках, так и без них. В танцевальные вечера сад обслуживали два оркестра – бальный и роговой. В открытом театре шла пантомима и горели потешные огни, периодически давали и представления, но за эти спектакли шла двойная оплата. В представлениях первого увеселительного сада принимали участие гастролеры, музыканты горлые, на лютне и органе, мастера физических и механических искусств, великаны, силачи, прыгуны, наездники и дрессировщики со львами и иными редкими зверями и лошадьми, а также художники. Впрочем, «Воксал в Нарышкиновом саду» веселил публику недолго, он был закрыт, несмотря на ошеломляющий успех своих артистов.
Разумеется, Летний сад занимал в ряду увеселительных садов первое место, однако он не был общедоступным.
В то время особой известностью также пользовался «Вольфов сад», устроенный при оспопрививальном доме, а также «Фридериксов сад» - этот был вообще при ситцевой фабрике.
К первой половине XIX века насчитывалось уже более десятка воксалов. Они строились в дачных районах, местах летнего отдыха, загородных выездов и прогулок вокруг города: на Аптекарском, Каменном, Петровском островах, в Петергофе, Екатерингофе, Царском Селе, Павловске и других местах, любимых и привычных для горожан. Почти все воксалы работали с 1 мая до глубокой осени, и вся увеселительная программа, включая музыкальные концерты, была рассчитана не на закрытое помещение концертного зала, а на площадки и эстрады в открытом пространстве сада.
Развлечения и угощения в увеселительных садах северной столицы были разнообразны. Так, на Крестовском острове у графа К.Г.Разумовского для потчевания публики закидывалась тоня для ловли рыбы, здесь же сразу находился трактир. На Каменном острове граф Бестужев-Рюмин организовал сад в голландском стиле, где были каналы, выложенные известковым камнем, беседки для охотников и увеселительные тони для рыбы.
На Елагином острове владелец гофмаршал И.П.Елагин приказал дворецкому всех угощать ужином и обедом.
В Строгановском саду были организованы танцы под открытым небом, рядом стояли палатки с бесплатным угощением.
В Екатерингофе тоже были свои отличия. «Красный кабачок», «Желтенький», например, славились своими оргиями. Здесь кутили на лихих рысаках или на тройках с цыганами по несколько дней.
Свободный вход в свои увеселительные сады имели и князь Вяземский, Зиновьев, Потемкин, Шереметьев, Апраксин. Все эти сады располагались дальше от города по Шлиссельбургскому тракту.
Дальние прогулки принимали уже императорские и великокняжеские сады – Петергоф, Гатчина, Ораниенбаум, Царское Село и т.д.
В организации таких увеселений отличались не только богатые сословья, но и некоторые откупщики или просто состоятельные люди. Так, рядом с Большим Охтенским перевозом жил богач с фамилией Ганин. Он также устраивал в своем саду праздники, которые обходились ему по 5 тыс. рублей каждый. В его саду прямо из цветов и зелени были сооружены храмы, беседки, которые к тому же были еще роскошно иллюминированы разноцветными фонарями и венецианскими люстрами. Каждая беседка ганинского сада изысканно сервировалась, а прислуга самого барина была костюмирована: дети одевались амурами, женщины – наядами и нимфами, мужчины – силенами и гениями.
Однако антрепренеры всех этих увеселительных садов еще не обладали достаточной фантазией, возможно, именно это обстоятельство и повлияло на недолгую жизнь этих затей, а кроме того, владельцы еще не научились просчитывать расходы и доходы, в результате чего эти заведения нередко становились нерентабельными.
Совсем по-другому сложилась судьба одного из самых модных загородных воксалов, который открылся в 1834 году недалеко от Петербурга, в Новой Деревне, у Черной речки – это было «Заведение искусственных минеральных вод».
Здесь в 30-х гг. 19 века на Большой Невке на минеральных источниках работала целая лечебница. Здесь же создали и увеселительный сад – «воксал». Поначалу все было общедоступно, но со временем сад обнесли забором и ввели плату за вход. И вот в один из периодов антрепренером «Минерашки» (так стали называть этот воксал) становится некто И.И.Излер, который сам себя называл «основателем общественных развлечений». С этого момента «Минерашка» приобретает невероятную популярность. Излер смог превратить обыкновенную средненькую лечебницу в светское и модное развлечение. В городской хронике тогда писали, что в «Минерашку» «горожане устремлялись толпами». Излер ориентировался на широкую публику и поэтому установил не очень высокие цены на билеты.
В 1830-1831 годах, когда в Петербурге началась эпидемия холеры, чтобы отвлечь и развлечь публику, Излер начал всевозможными средствами заманивать посетителей в свое увеселительное заведение. Он объявил, что минеральные воды, наряду с веселой праздничной атмосферой, помогут избежать страшной болезни. Количество посетителей росло. Даже император Николай Павлович посетил «Минерашки», он любовался акробатическим представлением и, уходя, подозвал Излера и поблагодарил его за те удовольствия, которые тот доставляет публике.
Номера в театрально-концертных программах излеровских «Минерашек» почти не повторяли то, что было представлено в других подобных столичных заведениях. Во многом это определялось качественной работой над репертуаром и участием по-настоящему высокопрофессиональных специалистов.
Излер одним из первых познакомил петербургскую публику с французской шансонеткой. В его адрес высказывалось немало упреков в насаждении шантанного репертуара на открытых сценах. Но интерес к оперетте и игривым французским песенкам был требованием моды и буквально носился в воздухе. Не случайно оперетта к середине 1860-х годов появилась на сценах Александринского и московского Малого театров.
В 1876 году пожар уничтожил «Минерашки», которые в течение десятилетий были таким притягательным местом для петербургской публики. Через год Иван Иванович Излер ушел из жизни.
Почти одновременно с «Заведением искусственных минеральных вод» в летнее время был очень популярным знаменитый Павловский воксал. Начало было положено 6 января 1835 года событием в общественной и музыкальной жизни столицы, которое надолго превратило Павловск в центр петербургской музыкальной жизни.
|