...Лошадь влекли под уздцы на чугунный
Мост. Под копытом чернела вода.
Лошадь храпела, и воздух безлунный
Храп сохранял на мосту навсегда...
А.Блок
Так писал русский поэт о всемирно известных скульптурах П.Клодта из серии «Покорение коня человеком», установленных на Аничковом мосту и ставших одним из удивительно-лирических символов С.-Петербурга.
Поначалу эта скульптурная группа должна была украсить набережную Невы у Академии художеств. Но коней, ведомых юношами, определили Египетские сфинксы. Тогда 2 скульптуры коней были установлены на западной части Аничкова моста, а восточную заняли их точные гипсовые копии. Через год Клодт изготавливает взамен них - бронзовые статуи, но, словно, «горячие пирожки из печи», они уходят в подарок королю Пруссии. (Кстати, в Берлине клодтовские кони также прекрасно прижились и сохранились). Следующие статуи коней постигает такая же участь – их отправляют королю Сицилии.
Кто знает, чем бы закончилась в дальнейшем всея эта «лошадиная эпопея» с копиями статуй, но барон Клодт решает положить конец копированию и создать продолжение сюжета. Так к 1850 году на Аничковом мосту появляется 4 статуи, показывающие «покорение коня» в разных стадиях.
Известно, что «позировал» П. Клодту арабский жеребец Амалатбек, которого ставила на дыбы для зарисовки эскизов дочь скульптора. Больше их никому не дарили, но копий с этой скульптурной группы было снято много.
Они есть и в Москве на аллее у ипподрома, ту четверку выполнил внук П.Клодта в 1900-х гг.
Сами же «скакуны» покидали свои места на Аничковом мосту только в блокаду и на реставрации к 300-летию города. Причем, интересно, что кони, смотрящие в конец Невского проспекта без подков, а их визави, которые устремлены к Адмиралтейству – с подковами. Как рассудили горожане, это потому, что подкованные лошади «движутся» от кузниц на Литейном, а неподкованные смотрят на него.
История самого Аничкова моста богата перестройками и реконструкциями, она начинается с 1716 года, когда по велению Петра I здесь был сделан первый деревянный мост, и «заканчивается» в 1906/08гг. Деревянная переправа на нынешнем месте Аничкова моста строилась силами инженерного батальона полковника М.Аничкова. Посему название моста должно читаться как Аничков, а не иначе.
Почти до начала 19 века река Фонтанка (тогда Безымянные Ерик) была естественной границей города, и поэтому на созданном мосту находился пограничный пункт. К 1726 году мост становится разводным для прохода судов. Интересно, что тогда мост разводили и в ночное время, чтобы в город не могли забраться волки из ближайших лесов.
В «каменные одежды» этот мост попал вместе с Фонтанкой. В 1780хх гг. Фонтанку облицовывали гранитом, тогда же и появился каменный, и уже трехпролетный, разводной Аничков мост.
При перестройке 1841 года мост расширяют до линии Невского и делают арочными его пролеты. В декоре Аничкова моста содержатся работы и известного российского архитектора А.Брюллова – это прелестная чугунная ограда с фигурками русалок и коньков. (подобный узор был создан для дворцового моста Берлина).
При реставрации 1906/08гг. кирпичные своды Аничкова моста облицованы розовым гранитом, а тротуарная часть выложена большими плитами.
В современном С.-Петербурге реставрацию Аничкова моста проводили в 2000г. Но в память о Великой отечественной войне след от снаряда, повредивший постамент одной из конных статуй, решили оставить.
|