Архитектурные стили, придавшие городу неповторимый облик
|
Архитектура Санкт-Петербурга отражает различные эпохи, когда господствовал определенный стиль, которому отдавал предпочтение тот или иной государственный правитель.
Эпохе Петра Великого характерен стиль «Петровское барокко». В этот период для оформления зданий применяли элементы декоративной скульптуры. Для создания монументальных элементов приглашали иностранных скульпторов Б.-К.Растрелли, А. Шлюттер и других мастеров, объединившие в своих работах новые тенденции в архитектуре и специфику русской культуры.
Крыши башен имели шпилевидную форму (Петропавловская крепость, здание Адмиралтейства)
В XVIII веке особую популярность получил стиль высокого барокко, который был достаточно распространен в Европе. Этот период сопровождался строительством храмов и дворцов. Зданиям стиля барокко характерно разнообразное художественное оформление в виде декоративной лепки, динамичность форм. В середине XVIII века возрождаются древнерусские традиции в возведении храмов. Так в 1750-х годах появились первые пятикупольные храмы. Работы знаменитого архитектора Ф. Б. Растрелли украсили Петербург. Он является автором проектов Зимнего дворца – официальной царской резиденции и Воронцовского дворца – поместья графа Воронцова.
Мода переменчива, так и в архитектуре второй половины XVIII века, когда классицизм сменил помпезный стиль барокко. Этому стилю свойственна простота. Ранее возводимые здания украшались декоративно-монументальной лепкой и внутренней отделкой, демонстрировавшие красоту и зрелищность, то зданиям эпохи классицизма характерны сдержанные линии, четкость объемных композиций, простота художественного оформления. В эпоху классицизма возведены: Малый Эрмитаж, Академия художеств, Гостиный двор, Мраморный дворец, Таврический дворец.
В начале XIX века в моду вошел архитектурный стиль ампир. Еще он носит название «высокий классицизм». Строения в стиле ампир выражали патриотичность и могущество Российской Империи. Главной особенностью этого стиля является гармоничное сочетание зодчества со скульптурой, когда сооружение несет идейное содержание. Эта отличительная черта ампира воплощена в Казанском соборе, где основное сооружение органично дополняют скульптуры. Последним строением стиля ампир является Исаакиевский собор, ставшим доминантным элементом в общем архитектурном силуэте города.
Эклектика основывается на сочетании приемов различных исторических стилей. В период ранней эклектики архитекторы тщательно подбирали истерические прототипы, таким образом, чтобы облик раскрывал назначение здания. Например, храмы имели линии и формы, присущие древнерусскому зодчеству, лютеранские и католические церкви возводили в готическом стиле, а усадьбы и дворцы – в стиле барокко. Поздней эклектике характерно богатство художественной отделки. Нередко в одном здании сочеталось несколько архитектурных стилей.
Начало XX века ознаменовалось распространением стиля модерн, которому присущи изогнутость линий и текучесть форм. Использование мозаики, металлической ковки и витражей дополняли и украшали сооружения.
Только в Санкт-Петербурге такое разнообразие архитектурных стилей. А для того чтобы познакомиться с работами великих архитекторов, воочию увидеть архитектурные памятники, достаточно несколько дней провести в Питере.
|