Ликуй, Российская держава!
Мир, наше счастие внемли!
А ты, Екатерины слава,
Гласись вовек по всей земли!
А.П.Сумароков
Не иначе, как «Минерва на престоле» российском называл Сумароков Екатерину Великую. Такое же сравнение приходит на ум, когда попадаешь в Екатерининский сквер на бывшей Александринский площади. Бронзовая фигура, застывшая во властной и парадной позе, держит в руках скипетр и лавровый венок – символы власти и славы. Поза самодержицы властная, но не суровая. Это важная деталь, ведь императрица – это мать всей отчизны, мать строгая, но справедливая. Скипетр и венок в руках царицы - это атрибутика не только власти, но и славы страны. На плечах самодержицы мантия из горностая (царская зверушка). Преемственность от Великого Петра обозначена орденом, что красуется на груди Екатерины – это, учрежденный первым императором, орден Андрея Первозванного.
У ног императрицы лежит корона, а Екатерина Великая в ниспадающей мантии возвышается над фигурами своих приближенных, которые расположены на нижнем ярусе памятника, у его основания. Эти люди – опора и надежда императрицы, ее сподвижники – Г. Потёмкин, Румянцев, А.В.Суворов, Е.Дашкова, г.Державин, А.Орлов и другие. Имена этих государственных деятелей выбиты на пьедестале, который представлен в виде колокола.
Образы этих людей выведены с максимальной портретной схожестью и позы их выражают основное занятие. Так, Дашкова, например, склонилась над книгой – директор Академии наук Петербурга и президент Академии языка и литературы России, а А.В.Суворов застыл в позе со шпагой.
Городской фольклор столицы, впрочем, изрядно шутит над этими фигурами, намекая на любвеобильность императрицы и количество ее фаворитов. Есть легенда, что иногда эти «сподвижники» в суровые декабрьские ночи «сбегают» от своей «наставницы» в петербургскую метель, отправляясь искать новые романтические приключения. Тогда самодержица печально сходит со своего исторического пьедестала и отправляется разыскивать «верных» друзей, чтобы вернуть их на свою «екатерининскую скамейку».
Как создавался монумент Екатерине II?
Интересна история появления этого памятника.
Следует отметить, что с его идеей «носились» еще в период царствования императрицы. Что это было – льстивое подобострастие или реальное уважение ее власти – судить не беремся. Однако тогда эту идею отвергала сама Екатерина. Вопрос о его возведении возник снова лишь в царствование ее внука и был связан уже со столетием начала правления величественной бабушки. Впрочем, открыли монумент уже на «110 юбилей», так как возводили его целое десятилетие.
К тысячелетию государства (1862) в России был объявлен конкурс на проект народного памятника по этой тематике, который к неожиданности для всех выиграл художник, а не скульптор – М.Микешин. Ситуация забавна, поскольку именно этот художник позже выигрывает конкурс на проект памятника императрицы Екатерины. Разумеется, фигуру статуи лепил не Микешин, это работа М.А.Чижова, а всех 9-ти придворных лепил А.М.Опекушин.
Так в 1873 году на площади перед Александринским театром устанавливают этот монумент. Рядом по периметру располагают 4 фонаря с бронзовым декором.
Как потом стало известно, на все бронзовые детали памятника (лавровый венок, памятная доска) и фонарные канделябры ушло 50.8 т бронзы.
Сам же монумент имеет высоту в 10 метров, причем фигура самодержицы на нем «занимает» меньше половины – 4.35м.
Затраты государственной казны на памятники Екатерины II составили:
- Сам монумент – 316 тысяч
- Мероприятия открытия и памятные медали – 140, 896 тысяч.
Мрамор для постамента был свезен из Карелии.
Что говорили в народе?
Сразу же после сооружения монумента и родилась большая городская мифология этого памятника. Например, фольклор активно «обсуждал» его месторасположение. В числе «аргументов» было мнение, что именно на этой площади и должно было установить распутную царицу, т.е. лицом к борделю (якобы такое заведение тогда находилось «неофициально» на месте магазина Елисеева), а спиной – к высокому искусству, т.е. к театру. В итоге фольклорное «резюме» составилось такое - в виде загадки:
Где стоит такая дама,
Позади которой драма,
Слева — просвещение,
Справа — развлечение,
А спереди не всякому доступно?
В этой загадке учли даже Публичную библиотеку (она слева) и Сад отдыха (он справа). Позже игра слов в ней сохранилась, даже когда вместо «публичного дома» напротив памятника Екатерине Второй стал фигурировать Елисеевский магазин. Особенно актуальным было его упоминание в советское время, когда цены в нем были не всем доступны.
Памятник плюс Екатерининский сквер – новый вид Невского
Но Александр II желал расширить Екатерининский сад своеобразным пантеоном всех великих людей правления этой великой императрицы. Сюда должны были войти не только государственные мужи и военные, но люди науки и творческих ремесел. По поводу персон этого пантеона шли нешуточные дискуссии, от которых, увы, так и не удалось перейти к делу.
Сам же Екатерининский сквер возник сразу после окончания строительства Александринского театра, который располагается в глубине и облик его со стороны Невского проспекта сильно перекрыт памятником Екатерине. Сквер, (он же сад), как и Александринский театр, проектировал К. Росси. С одной стороны сквер соседствует с архитектурным комплексом Аничкова дворца, а с другой – с национальной библиотекой России.
Несмотря на такое солидное окружение и монументальность памятника основной фигуры сквера – Екатерины Великой – в просторечье Екатерининский сквер именуют много проще – «Катькин сад». Здесь частенько толчется разного рода богема – художники продают свои работы, в свое время над шахматными досками здесь склонялись любители и не только, а также этот сад давненько облюбовали представители нетрадиционных ориентаций.
С Екатерининским сквером также связана одна забавная и беспокойная для многих легенда. Считается, что под основанием этого монумента находится целый клад сокровищ. Якобы при открытии памятника сила художественного воздействия монумента была такова, что одна из дам в состоянии эмоционального потрясения и аффекта, скинула с руки бриллиантовый перстень прямо в котлован закладки. Ее экзальтированному примеру, тем не менее, последовала масса знатнейших петербуржцев, в связи с чем пришлось даже обождать с окончанием работ, пока с драгоценностями не расстались все желающие.
По слухам все сокровища от «благодарных потомков» и по сей день лежат если не у ног Великой Екатерины, то, уж во всяком случае, под подножием ее памятника.
Кстати, при советской власти, якобы также хотевшей отыскать эти сокровища, были предприняты попытки почти переноса памятника Екатерины из сквера в иное место. Народные предания повествуют, что для оправдания таких действий, якобы даже выдвигались «объективно-эстетические причины». Суть их заключалась в том, что памятник, а особенно его екатерининский сквер закрывают вид на сам театр, находящийся позади монумента, чем «портят» задумку гениального Росси. С одной стороны, такие «легенды» имели как обывательское оправдание – существовали прецеденты не просто переноса исторических шедевров в другие части города (напр., Памятник Александру III), но и сноса их вообще (напр., Покровская церковь в Коломне).
Но и существовали реальные «настороженности» экспертов: ансамбль Александринского театра, куда входили пространственные композиции двух площадей, что связывались улицей, действительно был признан вершиной градостроительного творчества этого зодчего. Поэтому и возведенный памятник, и его сквер реально считались «нарушителями» целостность этого композиционного решения.
Но монумент остался на месте, больше того, он стал еще одним красивейшим акцентом центральной магистрали Северной столицы – Невского, а мифологию «катькиного сада» и его «хозяйки» продолжает осваивать и творить новое поколение молодых горожан. Так, петербургские учащиеся всех категорий точно знают рецепт удачной сдачи любых испытаний – следует лишь прикоснуться к памятнику доброй и всемогущей «матушки-государыни», дотянувшись до ее царственной бронзовой пятки…
|