Уже в 13 лет будущий великий российский скульптор Феодосий Федорович Щедрин (1751 г.р.) проявил нешуточный талант в области лепки и рисования, что побудило его отца отдать мальчика на обучение в Воспитательное училище, открытое при Академии искусств. Довольно быстро мальчик обратил на себя внимание преподавателей, и закончил Академию с наивысшей похвалой – Большой золотой медалью за барельеф «Мстислав и пытающиеся его убить воины». Такая награда подразумевала дальнейшее обучение за границей, и Щедрин уехал из России на долгие годы. Он ознакомился с искусством Флоренции, Рима и Парижа, и вернулся на Родину с большим багажом знаний и совершенно сформировавшимся собственным стилем.
По возвращению домой, мастер создал скульптуру Венеры, которая тут же снискала величайший интерес. Дело в том, что именно Щедрин был первым скульптором, который решился вылепить обнаженной женское тело. Но его работа была усложнена еще и тем, что позировать ему могли лишь натурщики-мужчины, а статую следовало создать максимально женственную и правдоподобную. Получившаяся «Венера» оказалась на столько хороша, что ее тут же купил наследник Павел, и установил ее в Царскосельском парке.
К этому времени, отстроенный ранее Петергофский парк и его фонтаны стал приходить в негодность, и его реконструкцию решено было доверить самым лучшим скульпторам того времени. Щедрин оказался в их числе. Он не только реставрировал, и отливал заново пришедшие в негодность свинцовые изваяния, но и создал статую «Персей», аллегорическую фигуру Невы, которая украсила Большой каскад и несколько скульптур из группы «Сирены».
Отметился Феодосий Щедрин и при строительстве Казанского собора. Для этого строения он создал огромный барельеф (почти 13 метров в длину и 2 метра в высоту) «Несение креста на лобное место», а так же изваяние «Евангелист Лука», но эта его работа была утеряна и заменена на одноименный рисунок.
Кроме этого, при строительстве нового здания Адмиралтейства, скульптор так же был задействован. Именно для оформления главного входа в здание мастер создал «Морских нимф, несущих земную сферу». Эта работа сегодня считается венцом карьеры Щедрина, она как бы символизирует конец изысканиям творца.
Прожив яркую творческую жизнь, мастер не забыл оставить после себя целую династию людей искусства. Его сыновья стали художниками, внук – архитектором, а дочь выбрала себе в мужья превосходного скульптора.
|