Как и водится – второй миф плавненько исходит из положений первого. Мы уже выяснили, что «историю» с тремя планами застройки Северной столицы Петра I и его архитекторов Леблона и Трезини можно отнести к классическим культурным мифам.
Когда же основан Санкт-Петербург?
По имеющимся фактическим данным - это лишь 1769 год, время, когда официально был утвержден план системной, регулярной и упорядоченной застройки года. Т.е. период правления уже не Петра Великого, а Екатерины Великой. Данный план впоследствии был реализован в основной своей части к 1820-1840 гг.
Интересно, что по идее плана 1769 года у новой столицы отсутствовал единый центр (что уже отличало Петербург от жестко-центрированного принципа Москвы с ее Кремлем). Петербургский центр приходился на территорию возле разделения Невы на её рукава рядом с Василеостровской стрелкой.
Отличало этот план застройки следующее - возводились не отдельные здания, а целые архитектурные комплексы-ансамбли:
- Построенные композиции отличались стилевой величественностью, монументальностью и ярким своеобразием
- Комплекс архитектурных ансамблей оформил появление площадей (Дворцовая, Сенатская, пл. Искусств), проспектов, набережных, парков, садов.
Главным композиционным и градоустроительным принципом новой столицы специалисты называют неизменную открытость всех его сооружений на сторону реки Невы. Все последующие перестройки Петербурга до определенных времен не изменяли этой идее.
Как строилась Северная столица?
В рассматриваемый период Петербург получил еще один «элемент» своей современной экзотики, помимо романтики белых ночей, – в городе началось строительство мостов. Да не простых сооружений через невскую артерию – а разводных. Так возникают главные строения Дворцового (1836) и Николаевского (1842-1850) мостов.
Помимо крупных сооружений невской переправы в Петербурге строятся известнейшие мосты через каналы, Фонтанку и Мойку, на которых возводят скульптурные композиции, организующие уникальную эстетику этих пространств. Так, появляется группа на Аничковом мосту, на канале Грибоедова (Львиный и Банковский мосты) или «разноцветные» переправы через Мойку – Синий, Красный, Зеленый и т.д.
В начале 19 века закрывают действующее производство 5 работающих доков Адмиралтейства, здание перестраивают, превращая его в административное сооружение и архитектурный шедевр столицы. А.А.Захаров придает этому ансамблю центра уже хорошо нам известный современный вид, когда главный фасад здания одновременно открыт и на Неву, и на сторону Зимнего дворца.
Если взять хронологию возведения всех основных дворцов, соборов, площадей и т.д., то обнаружится, что сроки их постройки как раз и укладываются в наши временные рамки. Из чего следует, что застройка современного центра города, его исторического ядра и происходила именно по плану 1769 года, в отличие от планов Петра I, обустраивающих часть города вокруг Петропавловской крепости.
Больше того, развитие города, его расширение уже осуществляется в строго распланированном и размеченном пространстве и имеет вид абсолютно регулярной застройки, которая чуть нарушена лишь в древнейшей части Петербурга. Это объясняется тем, что почти до середины 18 века в Петербурге не могли толком определиться с положением центра столицы. Первые планы градостроительства Петербурга почти полностью «воспроизводили» планировку другой столицы империи – Москвы, с той лишь погрешностью, что в петербургских расширение шло не по кругу, а по усеченной Невой окружности – полукругу. Даже сама Петропавловская крепость в те времена имела другой вид. А вот перестройка Северной столицы 1760-1830-х гг. организовала облик города, который знаком был и Пушкину, и Гоголю, и нам с вами.
А кроме исторического центра?
В эти 80 лет активного развития столичного пространства формируются и отдаленные от его исторического ядра части города. На них также возникают роскошные дворцово-парковые ансамбли – Елагин остров, Смольный, Таврический. Тогда же полностью реконструируют комплекс сооружений Александро-Невской Лавры и гармонично соединяют его с невскими ансамблями дворцов и памятников.
Гении отечественного зодчества преобразуют и известные города- спутники столицы. Так, известная с 1499 года Гатчина, принадлежавшая сестре Петра Наталье, а после и Орлову, приобретает грандиозный дворцово-парковый комплекс именно в конце 18 века.
Одно из главных мест отдыха российских монархов с 1728 года – Царское Село – «обрастает» восхитительными дворцами (Александровский, Екатерининский) с парками и удивительными прудами, сооружениями, скульптурой и т.д. тоже в период между 18 и 19 веками.
Петродворец также получает систему парков, павильонов, фонтанов и дворцов (включая перестройку Большого замка) в период конца 70 х гг. 18 века и первой трети 19 века. Вокруг дворца Меньшикова вырастает комплекс Ораниенбаума. В 1777 году основывается Павловский ансамбль с его грандиозным парком.
Надо отметить, что в это же время осуществляется включение в городскую застройку и районов дач, и близких предместий. Окраины некогда «маленькой» столицы активно превращаются в ее центр.
Последующий 19 век начинает в основном строиться уже не в центральной части столицы, он оформляет новые районы, идущие выше по течению Невы. Там сооружаются мосты (Троицкий, Литейный), обустраиваются набережные (Карповка, Петровская), возводятся островные ансамбли (Аптекарский) и т.д.
Судьба дворцов – судьба столицы
Преинтереснейшая аналогия может возникнуть при таком «архитектурном» рассмотрении судьбы Российской империи. Она, конечно, никак не будет претендовать ни на научность, ни на историчность. Зато такая версия в очередной раз может подтвердить уникальный дух и своеобразную красоту всего того, что так или иначе входит в название «Санкт-Петербург».
Если следовать мифу, Петр основал новую столицу империи на месте современного города Петербург. В его время это пространство представляло собой хаотическое расположение почти уродливых деревянных сооружений и никак не являлось утонченным и прекраснейшим Парадизом. Мы знаем, что в 1728 году внук самодержца переносит новоявленную столицу обратно в старую и добрую Москву. Собственно, как говорится, никаких потерь ни для государства, ни для культуры, не говоря уже о народе.
Но вот он промысел Высшей силы – императрица Анна Иоанновна уже через 2 года возвращает ситуацию назад, и до самого 1918 года местоположение российской столицы жестко фиксируется на невских берегах.
Еще через пару десятков лет и начинается архитектурный бум постройки Северной Пальмиры. Здесь стали возникать не просто дворцы, а целые ансамбли имперской мощи, самодержавного величия и национальной красоты. А с ними приходит и «новый дух», меняющий психологию новых горожан. Известно, например, что и название «петербуржцы» возникает лишь к концу 18 века. До этой поры – они просто жители Петербурга.
Но что с ними происходит в окружении этих роскошных дворцов и парков?
У них формируется новая идеология – мысль об ограничении всей этой монархической властности.
Новые дворцы принесли в нашу историю если еще не саму революцию, то гвардейские дворцовые перевороты, мысль о Конституции, свободе и все, что там дальше по списку…..
Конечно же, не сами дворцы и парки, фонтаны и памятники, мосты и проспекты, а та удивительная атмосфера, возникшая на невских берегах и сформировавшая уникальный слой именно российского общества, который не имеет «аналогов» ни в каком другом государстве – русскую интеллигенцию…
Но это уже как раз не миф, а самая настоящая история России...
|