|
Стихи о Санкт-Петербурге
Вряд ли истории известен хоть один человек творческой профессии, неважно, знаменитый ли, или никому неизвестный начинающий мастер, который бы, живя или будучи проездом в Петербурге, не отразил бы этот факт в своих творениях. Что уж говорить о людях, чьи талантливые произведения известны не только в России, но и по всему миру! И их стихи о Санкт-Петербурге - не исключение.
За всю трехсотлетнюю историю города на Неве он не раз становился сюжетным фоном или даже персонажем рассказов, повестей и романов, его дворы и проспекты, каналы и дворцы, площади и переулки вдохновили тысячи художников, но один из самых проникновенных и многослойных образов Града Петрова, без сомнения, создан российскими поэтами.
Этот город возносится шпилями ввысь по мановению руки своего создателя и величественно шествует сквозь толщу веков, а иногда начинает жить своей собственной, мифической, непонятной человеческому разуму жизнью, руководя и управляя поступками обитателей. Блеск и нищета, величие и приземленность – все здесь сплелось воедино, закрутилось в шуме невских волн, радостных рукоплесканиях и тихих стонах… Многоликий Петербург живет в стихах тех, кто его любил…
|
Творчество Александра Сергеевича Пушкина неразрывно связано с градом
Петра, он путеводной нитью, а кое-где – незримым силуэтом виден в стихах
и прозе потомка арапа Петра Великого. Да и как могло быть иначе, ведь
более четверти века провел великий русский поэт в этом городе, с ним
связаны его самые яркие детские впечатления, счастливые годы юности,
любовь, увенчавшаяся браком.
|
Николай Алексеевич Некрасов прожил в Петербурге без малого сорок лет,
меняя адреса квартир, и фоном, а то и содержанием многих его
произведений стал этот неповторимый город. Некрасов приехал в столицу
будучи еще совсем юным, и, пойдя против воли отца, мечтавшего о военной
карьере для сына, решил поступать в университет.
|
Николай Гумилев – один из самых «непрочитанных», романтичных и непонятых
широким читателем поэтов Серебряного века. Прочувствованные и
возвышенные стихи, написанные будто бы обитателем иных миров, а не
человеком из плоти и крови, трудно понять непосвященному: настолько
глубокий смысл в них скрыт.
|
До начала Великой Отечественной войны имя Ольги Берггольц было мало
известно советским читателям. Немного лирики, сборник детских
стихотворений – вот, пожалуй, и все, что вышло из-под пера поэтессы до
1941 года, за исключением очерков в казахстанских газетах, где она
работала журналисткой.
|
Как поэт Владимир Набоков и сегодня мало популярен, ведь истинная слава
пришла к нему с появлением таких глубоких и философских прозаических
произведений, как «Дар», «Защита Лужина», «Машенька» и знаменитая
«Лолита». Многие литературные критики отмечали, что стихи его весьма
привлекательны, благозвучны и красивы, но им недостает проникновенности и
того, что трогает самые потаенные струны в душах читателей, - слишком
уж эти произведения строги, правильны и размеренны для поэзии.
|
Саша Черный провел в Петербурге свою юность и самые счастливые молодые
годы, здесь нашел он, никому не известный доселе еврейский мальчик из
Одессы, и богатых покровителей, и любовь, здесь пришла к нему слава и
известность как к поэту и сатирику.
|
При жизни Федор Иванович Тютчев, человек необычайно образованный и
многогранный для своего времени, больше был известен как блестящий
политик, дипломат и философ, радеющий о судьбах России. Поэзия, несмотря
на несомненный талант автора, была для него делом второстепенным, и
большинство стихотворений Тютчева стало известно его современникам лишь
после смерти поэта.
|
В творчестве Бориса Пастернака, во всем многообразии его произведений,
теме Петербурга отведено не так уж много места. Поэт, рожденный в
Москве, любил ее златоглавую широту, толчею и гомон, северная же столица
во время его недолгого пребывания на берегах Невы показалась ему
странной и чуждой, холодной, строгой и враждебной.
|
Имя и судьба Осипа Мандельштама неразрывно связаны с Петербургом. Здесь
поэт провел свои детские годы и написал первые стихи, здесь прошла его
юность, овеянная знакомством и дружбой с такими знаменитыми собратьями
по перу, как Николай Гумилев, Анна Ахматова, Вячеслав Иванов, редактор
знаменитого «Аполлона» Сергей Маковский, а также с другими поэтами и
художниками Серебряного века.
|
Судя по воспоминаниям современников, Николай Агнивцев (1888-1932 годы)
был необычным и довольно разноплановым человеком. Эта его
«многослойность» отчетливо прослеживается и в творчестве: даже советские
историки довольно справедливо отмечали, насколько менялись стихи,
настроение и жизненная позиция этого человека в разные периоды его
жизни.
|
Иннокентий Федорович Анненский стал известен как поэт только в конце
жизни, когда он начал сотрудничать с известным литературным журналом
«Аполлон», издававшемся на рубеже 19-20 веков, в котором работал и М.
Волошин. Своих стихов, тоскливо-проникновенных и страдальчески-мучительных,
Анненский почти не печатал, издав лишь один скромный сборник «Тихие
песни» под псевдонимом «Никто».
|
Петербург в стихах Анны Ахматовой – это не фон, не второстепенный
персонаж, а реальный, осязаемый образ, с которым связаны все самые яркие
переживания и жизненные впечатления поэтессы. Детские годы Ахматовой
прошли в Царском Селе, и, ступая по аллеям Екатерининского парка, она
ощущала связь времен и тот лицейский дух, который когда-то воспел ее
великий предшественник, Александр Сергеевич Пушкин.
|
Петербург Александра Блока – не обычный город, а нечто большее, он -
живое, самостоятельное существо. Он может очаровывать и увлекать своей
красотой и ирреальностью, но внимательному наблюдателю город показывает
свою изнаночную сторону, иногда выморочную и неприглядную, но всегда
неотделимую от людей, обитающих здесь.
|
Людмила Максимчук - наш современник. Поэтесса, писательница, художница, Член Союза писателей России, Московской городской организации. Санкт-Петербург, как множество других красивых городов, нашел свой отклик в ее собрании стихотворений «Города».
|
|
|