театральная площадь является одной из старейших в Северной столице, ведь она появилась всего спустя 30 лет после основания Петербурга. Интересно, что изначально ее называли Брумберговой или Брумбергской по фамилии владельца расположенных неподалеку пильных мельниц.
Летом 1766-го года на Дворцовой площади устроили грандиозные маскарады, для которых соорудили своеобразные «карусели» (амфитеатры, предназначенные для конных игр), которые после были перенесены на пустырь подле Крюкова канала. В связи с этим на новой площади стали устраивать различные развлечения для простых горожан: здесь можно было зайти в яркие балаганы, лицезреть выступления комедиантов, покататься на разнообразных качелях-каруселях. Наверное, именно благодаря такому антуражу Брумберговую площадь, которую уже стали именовать не иначе как Карусельной, выбрали для постройки первого в России монументального здания театра. Так здесь появился Каменный театр, учрежденный по личному распоряжению Екатерины Второй в 1773-м году. Примечательно, что здание, возведенное по проекту Ринальди, долгие годы оставалось наиболее крупным театральным сооружением во всей Европе.
С этого момента площадь начали именовать Большой площадью перед Каменным театром либо просто площадью Каменного театра. Нынешнее же название – Театральная площадь – появилось лишь в 1810-х гг.
Каменный (Большой) театр просуществовал недолго – здание было практически полностью уничтожено пожаром 1811 года, а потом было перестроено по проекту Рубинштейна в Петербургскую консерваторию.
Долгие годы противоположная сторона площади была незастроенной. Правда, во время правления Николая Первого напротив Каменного театра появился громадный Театр-цирк, возведенный по проекту Кавоса. Строительство именно этого здания совсем не удивило современников императора – ему были ближе и понятнее народные развлечения. Однако после охватившего Петербург в 1859-м году пожара цирк был перестроен в Мариинский театр, получивший свое название в честь императрицы Марии Александровны.
Снаружи здание Мариинского театра подвергалось многочисленным перестройкам: так, современный фасад был создан лишь в 1894-95 годах архитектором Шретером. Однако внутреннее убранство театра дошло до наших дней практически в неизменном виде: еще театралы 19 столетия восхищались огромной хрустальной люстрой, расположенной по центру зала, царской ложей и роскошным занавесом Головина.
|