Доменико Андреа (по другим сведениям – Доменико Джованни, а на русский манер – Андрей Якимович) Трезини родился примерно в 1670 году в селении Астано, вблизи Лугано, что в Тессинском кантоне Швейцарии. Кантон этот, заселенный в основном итальянцами, дал миру целую плеяду архитекторов, в числе которых более 140 мастеров, постоянно работавших в России.
К сожалению, информации о жизни архитектора практически нет: известно лишь, что свое образование Доменико Андреа получил в Италии, затем работал в Дании, где ему и поступило от посла Измайлова приглашение устроиться на русскую службу в качестве фортификатора. Это предложение определило всю дальнейшую судьбу зодчего: отныне и до самой своей кончины он жил и работал в Санкт-Петербурге.
Будучи наиболее близким помощником Петра Первого, архитектор фактически возглавляет все питерское строительство. Так, именно по его проектам были заложены Александро-Невская лавра и Кронштадт, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова, начата перестройка Петропавловской крепости, возведены Летний дворец императора в Летнем саду, Петропавловский собор, Петровские ворота, Галерная гавань, здание Двенадцати коллегий и множество других, не дошедших до наших дней, сооружений (2-ой Зимний дворец, Гостиный двор и прочие). Все здания, построенные по проектам архитектора, обрабатывались плоскими пилястрами с изящными капителями, рамочными наличниками с «ушками» и тянутыми карнизами и накрывались кровлями с переломами. Для них характерна строгая геометрия и «регулярность» планов, сочетание ордерных элементов и барочных деталей, скромность убранства и интерьера – в общем, все то, что принято называть зодчеством петровского стиля или же ранним русским барокко.
Доменико Андреа был идеальным придворным зодчим: он никогда не выпячивал своих дарований, выполнял любые поручения и работал на самых разнообразных стройплощадках, а самое главное – он слушал императора и все делал таким образом, что Петр Первый всегда понимал и принимал все спроектированные им постройки. Царь, конечно, периодически приглашал то лощеного Леблона, то блестящего Микетти, однако их уносили с собою ветра перемен, а Трезини был непоколебимым, все таким же близким к государю, и все таким же нетребовательным.
Умер великий зодчий, определивший весь облик Петербурга, в 1734 году. Известно, что его похоронили на кладбище подле Сампсониевского собора, однако могила Доменико Андреа, как и других нашедших здесь свое последнее пристанище архитекторов, была утрачена.
|