Известный советский режиссер Эльдар Рязанов, а также его неизменный соавтор сценариев Эмиль Брагинский очень любили Италию. Рязанов был просто без ума от итальянского неореализма, а Брагинский влюбился в европейский «сапожок» сразу же, как только увидел Италию своими глазами. Из обоюдной любви к Апеннинскому полуострову они создали в 1970 году сценарий авантюрной комедии «Спагетти по-русски». Сюжет комедии был довольно прост – итальянские кладоискатели должны были искать русские драгоценности, закопанные во время Октябрьской революции в Ярославле.
Однако история не внушила доверия чиновникам из кинокомитета. Поэтому авторам предложили как-то облагородить итальянцев, которые выглядели в сценарии очень сомнительными личностями. Советские чиновники не смогли принять «Спагетти по-русски» в первозданном виде, а Рязанов с Брагинским не хотели ничего менять или переписывать в сценарии. На этом все и закончилось бы, если б не счастливый случай. Спустя два года сама жизнь подтвердила, что авторы комедии были правы, описывая жуликоватость итальянского народа.
После завершения съемок совместного советско-итальянского фильма «Ватерлоо» итальянская сторона задолжала СССР около 200 000 долларов. Компания Dino De Laurentiis Cinematografica не торопилась расстаться с огромной суммой, о которой ей постоянно напоминали работники «Мосфильма». Поэтому итальянцы предложили снять еще один совместный фильм, в который итальянская компания инвестировала бы всю сумму долга. Была лишь одна оговорка: кинофильм должен быть эксцентрической комедией. Предложение одобрили, и на «Мосфильме» закипела работа по поиску соответствующего материала для кинокомедии. Именно тогда все и вспомнили про отвергнутый сценарий Рязанова и Брагинского.
Итальянцам выслали сценарий «Спагетти по-русски». В Москву приехали Франко Кастеллано и Джузеппе Пиполо – сценаристы, которые стали компаньонами Рязанова и Брагинского. Когда четверка взялась за дело, оказалось, что европейские гости совсем по-другому видят сценарий картины. «Они перелопатили наш сюжет так, что мы его не узнали», – вспоминал Рязанов.
Съемки фильма начались 1974 году. Сюжет комедии стал гораздо проще. В столице Италии - Риме, русская старушка-эмигрантка, находясь на смертном одре, рассказала своей единственной наследнице - внучке Ольге, которую сыграла бесподобная Антония Сантилли, о несметных сокровищах, которые у нее были на родине, в Ленинграде, и успела лишь добавить, что спрятаны они подо львом. После этого старушка скончалась. Свидетелями этого разговора стало несколько человек, присутствовавших в палате: два санитара Джузеппе и Антонио (Нинетто Даволи и Алигьеро Носкезе), врач из больницы (Джиджи Баллиста), импульсивный мафиози Розарио (Тано Чимароза), а также пациент со сломанной ногой, которого превосходно сыграл Евгений Евстигнеев.
В первой части фильма герои добираются на «Жигулях» в Ленинград и останавливаются на Дворцовой площади. «Кровопийцы, сколько вы хотите?" – спрашивает мошенников Ольга. После недолгих раздумий, было решено поделить клад между всеми поровну.
Теперь уже дружной командой они отправляются в сторону Смольного собора, находящегося на площади Растрелли. Хотя, в реальности, там нет никаких львов. После неудачного поиска, все едут к Шереметьевскому дворцу на набережной Фонтанки. Здесь тоже «киноляп», на самом деле, у ворот дворца тоже нет львов.
Затем в кадре мелькают Свердловская набережная и Малый Мраморный дворец. "Ребята, в этом городе львов больше, чем жителей", - в панике восклицает Джузеппе. А на заднем плане зритель видит Большеохтинский мост и Смольный собор.
Поиски продолжаются, «Жигули» едет по Певческому мосту и подъезжает к Государственной Академической Капелле. "В этом театре танцевала моя бабушка" – с грустью сообщает Ольга. Дальнейшие события происходят на Исаакиевской площади, на которую они добираются по Синему мосту, который, кстати, является самым крупным мостом в Петербурге.
"Смотрите, кто идет!" – восклицает Антонио. В кадре появляется Розарио, он идет к памятнику Николаю I с чемоданом руках. Приняв чемодан за найденный клад, компания бросается в погоню за мафиози. Массовая драка происходит у колонн Казанского собора. В потасовке Джузеппе выхватывает чемодан из рук Розарио и пытается с ним скрыться. Антонио, Ольга и Андрей преследуют его по Сенатской площади. Джузеппе бежит к Биржевому мосту, однако в это время начинается разводка моста. На заднем плане в кадр попадает набережная Макарова.
Герои догоняют Джузеппе на площади Восстания и отбирают у него чемодан, однако, когда они его открывают, оказывается, что внутри вместо драгоценностей находится бомба с часовым механизмом. Андрей бросает чемодан за забор. В итоге дом, который строители планировали снести через пять суток, за миг исчезает с лица земли. После серии неудач великолепная четверка отправляется к матери Андрея, которая живет на набережной реки Мойки.
Тем временем Розарио не теряет времени даром. Он ищет клад сначала возле дачи Безбородко, затем у входа в Русский музей, а потом плачет возле Итальянского пешеходного моста. Какая ирония...
Узнав от матери Андрея, что он сотрудник милиции, Ольга похищает ключи от гостиничного номера и, закрыв Андрея в номере, убегает к своим напарникам Джузеппе и Антонио, которые отправляются на поиски в зоопарк. Андрей пытается догнать Ольгу, и выбирается из номера через окно гостиницы «Астория».
После того, как главные герои все же находят настоящий клад под настоящим львом, появляется проблема - как убежать ото льва, который начал их преследовать. Мошенники бегут к проезду Декабристов и там запрыгивают в первый проезжающий мимо трамвай. Трамвай едет по Конногвардейскому бульвару, а лев продолжает преследование. И на стрелке Васильевского острова он запрыгивает в трамвай. Среди кладоискателей начинается паника, они спрыгивают с трамвая и бегут к Иоанновскому мосту, который находится на Заячьем острове. Дальнейшие события переносят зрителя внутрь Петропавловской крепости. Там компания сталкивается с хромым, который ловко выхватывает ларец у Андрея из рук, и, прицепившись тростью за проезжающий мимо грузовик, быстро от них уезжает.
Снова погоня. На этот раз они бегут к Александрийскому театру по улице Зодчего Росси. Преследователям неожиданно приходит на помощь лев, который первым догоняет хромого и вынуждает его бросить сундук Андрею. Веселая компания бежит с ларцом вдоль Зимней канавки, и прячутся ото льва на большом сфинксе. Андрей начинает «заговаривать зубы» льву, а остальные тем временем спускаются к воде и садятся в лодку.
Лев, увидев, что добыча ускользает, бежит к Биржевому мосту и прыгает с него прямо в лодку. Лодка переворачивается и все оказываются в Неве.
Андрей, увидев это, спешит на Адмиралтейскую набережную, садится там на катер, и отправляется на нем спасать тонущих итальянцев. В итоге все спасены, также со дна Невы поднят и сундук с драгоценностями. Здесь и открывается вся правда о профессии Андрея, а также радостная весть о том, что мошенникам полагается 25% за найденный клад.
Фильм "Невероятные приключения итальянцев в России" – это не только отличная комедия, а и великолепный путеводитель по достопримечательностям Петербурга.
|