Экскурсия в главный православный собор Санкт-Петербурга – обязательная часть туристического знакомства с городом на Неве. Исаакиевский собор – входит в пятерку самых крупных соборов Европы и является одним из красивейших строений среди созданных за последние 200 лет.
Исаакиевский собор – величественен, неотразимо красив в своем спокойствии и монументальности. Являясь одним из архитектурных доминант исторического центра, Исаакий, как ласково называют его петербуржцы, всегда присутствует на самых красивых и любимых фотографиях из Санкт-Петербурга. Золотой блеск его огромного купола, колонны из розового мрамора и фигуры апостолов на колоннаде и фронтоне – это все то, что запоминают туристы при первом знакомстве. А при более близком знакомстве открывается потрясающее убранство интерьера, роспись купола Карлом Брюлловым, белый голубь как символ святого духа, мозаики, витражное изображение Иисуса Христа в главном алтаре, ветер на колоннаде и истории стойкость собора и его хранителей во время Великой Отечественной войны.
Исаакиевский собор имеет интереснейшую и во многом сложную судьбу. Будучи кафедральным собором Российской империи до 1917 года и располагаясь в самом серце города, он стал свидетелем всех исторических событий, происходивших в стране. Он «видел» восстание декабристов на Сенатской площади в декабре 1825 года, Кровавое воскресенье 1905 года, смену власти и гонения на церковь. Приняв в своих стенах антирелигиозный музей, он умудрённо продолжал «наблюдать» за становлением и распадом Советского Союза, и в 1991 снова принял священнослужителей. Сегодня Исаакиевский собор ежегодно принимает 4 миллиона посетителей, в летний сезон каждый день с экскурсиями его посещают до 10 тысяч человек. Исаакий входит в тройку самых популярных достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Шедевр Огюста Монферана
Исаакиевский собор в том виде, которым мы знаем его сейчас, является четвертой церковью на этом месте. Первая церковь в честь преподобного Исаакия Далматского, которого Петр I считал своим небесным покровителем, была создана в 1706 году. В ней в 1712 году Петр I венчался с Екатериной Алексеевной (будущей Екатериной I). Первая церковь, как и вторая, со временем обветшали и были разобраны. Третий вариант был закончен к 1802 году, при этом практически сразу стало ясно, что получившиеся строение не соответствует сложившемуся облику Петербурга. После победы в войне с Наполеоном в 1812 году город вошел в эпоху, так называемого, Парадного Санкт-Петербурга. Оформилась Дворцовая площадь – её облик завершили Здание Главного штаба и Александровская колонна, построены здания Сената и Синода, Александрийского театра, заложен и со временем построен Казанский собор.
Петербург преображался на манер европейских столиц и под стать растущему могуществу Империи, и простенький собор не соответствовал вырастающим вокруг него зданиям. Александром I было принято решение о перестройке Исаакиевского собора. При этом император желал, чтобы основные моменты в архитектуре собора были сохранены – алтарь должен состоять из трех частей, внешне собор должен сохранить 5 куполов.
Желающими воплотить замысел императора и построить главный собор страны стали выдающиеся архитекторы той эпохи: Д.Кваренги, Ч.Камерон, А.Н. Воронихин и другие. Однако Александр I отдал предпочтение только что приехавшему в Россию французу Огюсту Монферрану.
Собор строился 40 лет, с 1818 по 1858, и существует легенда о том, что Монферрану предсказали смерть после окончания работ. Было ли пророчество или нет, преднамеренно или нет затягивались сроки строительства, но Огюст Монферран действительно скончался через месяц после освящения собора, а собор действительно строился очень долго.
Однако, надо отметить, что строительство Исаакиевского собора опережало свое время и по красоте и по инженерному оснащению. Колонны собора монолитные, добывались в карьерах в Карелии, их доставка и установка на свои места требовали большого количества рабочих и сложных механизмов.
О том, как велось строительство, повествует несколько макетов и мультимедийная зона, с которыми экскурсанты обязательно познакомятся в ходе экскурсии.
тельного внимания заслуживает камень, который использовался в отделке внутренних помещений Исаакиевского собора. Чудесный мраморный пол, колонны и главный иконостас выполнены из различного вида мрамора, шунгита и алевролитового сланца. Розовый и светло-серый мрамор, применяемый во внешней отделке, доставлялся из карельского поселка Рускеала. Из-за обилия цветного камня в интерьере и экстерьере, Исаакиевский собор иногда называют мраморным дворцом. В самом соборе же стоит бюст архитектора Огюста Монферана, выполненный из всех видов декоративного камня, использовавшегося в строительстве.
Интерьер Исаакиевского собора
Впервые, открыв дверь собора и сделав первый шаг по его мраморному полу, у каждого посетителя на секунду захватывает дух. От размеров, величия, невероятной красоты.
Освещение собора было изначально спроектировано удачным образом, а сегодня усовершенствовано настолько, что создается восхитительное ощущение свечения образов, икон и всего пространства. Одновременно в соборе работает 1100 световых точек, создавая прекрасную подсветку интерьера великого здания.
Роспись купола и белый голубь на высоте 101 метр – первое, что притягивает взгляд туристов. О.Монферран пригласил русского живописца и монументалиста Карла Брюллова для росписи плафона купола фигурами апостолов и евангелистов. Эта работа, стала одной из самых значимых для художника, но к сожалению, последней.
Второе, что тронет вас до самого сердца – это витраж площадью 28.3 кв.м. с изображением Иисуса Христа. Витражи в оформлении соборов традиционно не используются в православных церквях, поэтому данная работа уникальная не только глубиной производимого впечатления, но и единичностью представления.
И третье, на что сами туристы и гиды обязательно обратят внимание – двери собора. Три пары дверей – южные, северные и западные выполнены из дерева и бронзы по проекту И. П. Витали. На них изображены сюжеты жизни святых Исаакия Далматского и Николая Мирлиийского, апостолов Петра и Павла.
Отдельно стоит отметить мозаики, которые хоть и в меньшем количестве, чем в Спасе-на-Крови, но присутствуют в Исаакиевском соборе. Необходимость создание образов по средствам смальтовой мозаики было обусловлено климатом Санкт-Петербурга, т.е. высокой влажностью. В ходе экскурсии рассказывается о том, как создавались мозаики и демонстрируют самые ценные из них.
Обо всех деталях интерьера и экстерьера, интересных моментах и легендах, процессе строительства во время экскурсии вам расскажет гид агентства «Мой Петербург».
Колоннада Исаакиевского собора
Продолжить экскурсию по Исаакиевскому собору по желанию можно, поднявшись на колоннаду. Колоннада Исаакиевского собора, - пожалуй, лучшая смотровая площадка центра Санкт-Петербурга. С высоты 43 метров открывается панорамный вид на город и Неву. В летнюю солнечную погоду с колоннады получаются великолепные снимки, а впечатления и дополнительные знания, вы получите при любой погоде.
Поднявшись на колоннаду, у вас будет возможность увидеть все основные достопримечательности Санкт-Петербурга и еще раз узнать их краткую историю, сложить для себя «пазл» мест, памятников и зданий, в которых вы уже были или которые видели.
Рекомендуем ознакомиться: экскурсия в Эрмитаж в Санкт-Петербурге
Заказать индивидуальную экскурсию с гидом, работающим только с вами, вашими вопросами и интересами можно в агентстве «Мой Петербург».
Группы от 1 до 10 человек.
Время экскурсии
4 часа
Тип экскурсии
Пешая
Цена в группе
По запросу
Телефон
(812) 640-89-97
Индивидуальная
От 3550 р./чел.
Преимущества индивидуальной экскурсии
Выезд в удобное для клиента время
Индивидуальный комфортный автомобиль
Входные билеты без очередей (стоимость включена)
Телефон
(812) 640-89-97
|