Исторический центр Петербурга - церковное и дворцовое зодчество
|
Санкт-Петербург относят к числу красивейших городов мира. Планировка города отличается логичностью пространственных композиций, которые включают в себя просторные площади, строгие прямые улицы, многочисленные каналы, набережные и мосты, парки и сады. Застройка Северной Венеции богата выдающимися памятниками монументальной скульптуры, церковного и дворцового зодчества, а также уникальными архитектурными ансамблями. И в первую очередь все это относится к историческому центру, но также к парковым и дворцовым комплексам его пригородов.
Исторический центр Петербурга является одной из первой в практике ЮНЕСКО ситуацией предоставления статуса памятника крупному культурно-природному ландшафту, где проживают тысячи людей, и ведётся активное хозяйствование. К историческому центру Северной столицы относятся даже те объекты, которые, на первый взгляд, не связаны с центром города. Это, к примеру, Линдуловская роща и древнерусская Ореховская крепость, что расположена на Ладоге. Пригородные зоны в себя включают дворцово-парковые комплексы, памятники усадебной архитектуры, Сестрорецкий оружейный завод, форты Кронштадта.
Одними из первых огромных сооружений считаются каменная Петропавловская крепость, Петропавловский собор, увенчанный 34-метровым шпилем со скульптурой ангела и известный как царская усыпальница, здание Меншиковского дворца, Кунсткамера на набережной реки Большой Невы, летний дворец Петра Первого, соборы Александро-Невского монастыря, Адмиралтейство с золоченым шпилем. В середине 18 столетия вдоль трех основных лучевых магистралей появились грандиозные, торжественные по облику здания в стиле барокко: Зимний дворец многие годы служил главной резиденцией царей, ансамбль Смольного монастыря отличается богатством скульптурного убранства, изобилием красок и позолоты, дворцовые комплексы для барона С.Г. Строганова и графа М.И. Воронцова.
Следующий этап, который связан с застройкой исторического центра Петербурга и принятием градостроительного плана, характеризуется переходом в архитектуре от барокко к классицизму, что противопоставил нарочитой усложненности и пышности свою строгую монументальность, ясность и четкость пропорций. Достойны особого упоминания Академия наук, Главный почтамт, Эрмитаж, Большой Гостиный двор, Публичная библиотека и Смольный институт, Мраморный, Аничков и Таврический дворцы. В начале 19 веке исторический центр города украсили такие ансамбли: Горный институт, Казанский собор на Невском, здание Биржи. Все перечисленные объекты, которые образуют номинацию «Исторический центр Северной Венеции и связанные с ним памятники», в наши дни охраняются в составе нескольких музеев.
|