Ново-Михайловский дворец представляет собой памятник архитектуры федерального значения. Он располагается по Дворцовой набережной, 18 (ул. Миллионная, 19).
В петровские времена на этом участке стояли палаты майора В. Корчмина, - одно из первых каменных строений на Набережной линии, выстроенное к 1732 году под руководством зодчего Доменико Трезини. Немного позже, в 40-е годы 18 века, эта территория была разделена на четыре участка, которые приобрели голландский посол, генерал М. Волкова, князь А. Черкасский, генерал А. Ушаков.
В 1746 году для дочери умершего к тому времени А. Черкасского Варвары был возведен трехэтажный особняк по проекту архитектора П. Еропкина в стиле ренессанса с присутствием элементов барокко. К 1748 году, как приданое Варвары, вышедшей замуж за графа П. Шереметева, он на 60 лет стал владением Шереметевых. Это был мало чем отличавшийся от дворца дом на, как писали о нем в те годы, 84 покоя. Благодаря своему расположению на Миллионной улице, он был прозван «Миллионный дом».
В начале 19 века он был перестроен для Департамента уделов архитектором А. Воронихиным, где в 1830 году был принят на работу 21-летний Николай Гоголь, выполнявший сначала обязанности писца, а затем помощника столоначальника. Через полвека состоялась полная перестройка этого здания, - уже для брата Александра II великого князя Михаила Николаевича.
Архитектор А. Штакеншнейдер использовал фундамент и фрагменты бывшего особняка, превратив его в настоящий дворец, его сооружение в 1857-1862 годах было связано с женитьбой великого князя на принцессе Цецилии Августе. Дом для молодой пары получил название Ново-Михайловский, поскольку в городе уже был один Михайловский дворец.
В его отделке были использованы также мотивы барокко, кроме того здесь имел место и рококо, с присутствием приемов стиля Людовика XIV и Ренессанса. Подобный стиль, который выражается в стилистических отсылках к самым разным эпохам, определяется как ранняя эклектика.
Дворец остался также трехэтажным, его пышно декорированный колоннами и пилястрами фасад выходил на Неву и был обработан ризалитами. В их верхней части по центру разместились скульптуры терракотовых кариатид, а между ними, - княжеские гербы. Козырек центрального входа опирался на чугунные колонны. Здание было оснащено по последнему слову обустройства: впервые в Санкт-Петербурге здесь был устроена система отопления и водопроводом.
Нужно сказать, что в сооружении дворца были применены уникальные для тех лет технологии: огнестойкие и долговечные металлические стропила, а в 1889 году он был электрифицирован. Интерьеры дворца были решены в соответствие с назначением помещений. Особенно роскошно выглядел кабинет.
Потолки гостиной были украшены изящной позолоченной лепниной, а пол, - наборным паркетом из ценных пород дерева. Камины гостиной были выполнены из мрамора, над ними висели в резных рамах зеркала. Стены гостиной были затянуты шелковым штофом, а облицованной дубом столовой – тисненой кожей. Здесь был установлен отделанный резным дубом, увенчанный великокняжеским гербом камин. Особенно нарядно были декорированы танцевальный и банкетный залы с колоннадами.
Среди жилых помещений дворца особо выделялась комната для водных процедур. В ней имелся устроенный в углублении пола бассейн. Стены комнаты были облицованы обрамленным зеленым мрамором искусственным розовым. Фриз составляли барельефы с античными сценками, а двери комнаты украшали позолоченные дельфины.
Главный вестибюль или приёмный зал был украшен серыми гранитными колоннами и пилястрами, парадная лестница сложена из мрамора и обрамлена рядом зеркал.
Одна из стен ведущей на второй этаж лестницы была выполнена стеклянной, сквозь неё открывался вид на занимавший два первых этажа зимний сад. На верхнем этаже дворца, в центре его главного фасада непосредственно над зимним садом была сооружена домовая церковь великокняжеской семьи Архангела Михаила с золотой главкой снаружи. Ее стены и свод были искусно расписаны в русском стиле: золотые арабески по голубому фону. Иконостас и плафон церкви были написаны А. Бейдеманом. Увы, росписи и иконы этой церкви до наших дней не сохранились.
Для возведения многочисленных дворцовых служб у графини Зубовой был куплен соседний участок земли. Квартиры служащих находились в так называемом Шталмейстерском доме, выходившем фасадом на Миллионную. Его фасад был решен более сдержанно, а ворота были украшены металлической решеткой. Криволинейная композиция этого дома признаётся уникальной для архитектуры Санкт-Петербурга тех лет, он больше был похож на доходный дом.
В 1909 году, после кончины Михаила Николаевича, Ново-Михайловский дворец перешел к его старшему сыну, известному историку великому князю Николаю. Он обладал большой библиотекой, часть ценной книжной коллекции дворца после революции распределили по разным библиотекам страны, часть была вывезена за границу.
В 1911 году четыре помещения дворца были отданы под музей, посвященный государственной и военной деятельности Михаила Николаевича. Его экспозиция была представлена 5 тысячами предметов, принадлежавших великому князю или имевших отношение к его жизни и деятельности. В бывшей Приёмной был «Общий зал», с портретами сподвижников великого князя, коллекцией оружия, рукописями, служебными документами, макетами и фотографиями принадлежавших ранее великому князю крепостей.
В «Зале личной жизни» размещались личные предметы, документы, детские ученические тетради, иконы, ордена, фельдмаршальский жезл. Роскошный кабинет Михаила Николаевича, отделанный панелями орехового дерева, с резным ореховым камином был оставлен неизменным. «Зал последних дней жизни» был наполнен личными предметами и вещами Михаила Николаевича.
Вскоре после революции 1917 года Ново-Михайловский дворец был национализирован, а его владелец, великий князь и крупнейший историк, расстрелян. Одно время здесь располагалась Коммунистическая академия, затем, в 1949 году, сюда был переведен Института востоковедения АН, а в 1951 году и Институт электромеханики РАН.
Сегодня в великокняжеском дворце размещается Институт истории материальной культуры РАН.
|