«Какое же будешь ты, мое будущее? Блистательное ли, широкое ли, кипишь ли
великими для меня подвигами или... О, будь блистательно, будь
деятельно, всё предано труду и спокойствию!»
Так просил 24-летний Николай Гоголь своего гения, т.е. ангела хранителя накануне 1834 года. Со времени прибытия в столицу империи (дек. 1828) в жизни молодого человека произошло одно из самых грандиозных событий: в 1831/32гг. вышли обе части повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки»! Николай Гоголь в свои 22 «сорвал аплодисменты» у самого Пушкина, да и у всей российской читательской публики. С грядущего 1834 у Гоголя начинается «роман» с самим С.-Петербургом. Первый «приступ» взятия холодной столицы у 19-летнего Николая потерпел крушение.
Юношеское нетерпение служения Отечеству, с которым молодой Гоголь приехал в Петербург, натолкнулось на мрачную холодность последнего во всем. И сам город, и люди в нем предстали перед молодым человеком в совсем неожидаемом виде. Поиски работы - а ведь перед приездом Гоголь перебрал в уме все возможные варианты достойного служения Отечеству, выбрав юридическое поприще - оказывались не только не отвечающими запросам общественной пользы, но и невозможными в части содержания себя в «нескотском виде». Блистательная столица России тогда «заблестела» для Гоголя грязью и неуютом дешевых комнат и трактиров, мрачностью и замкнутостью лиц, бесконечно сновавших по улицам этого каменного и ледяного монстра – С.Петербурга. Первые неудачи «совершенно оравнодушили» его, - как писал Гоголь матушке, таяли деньги, таяли надежды на свое великое поприще. Еще одно крушение Петербург Гоголю преподнес, когда его не взяли на работу в актеры. В свое время в Нежине Гоголь неплохо смотрелся на театральных подмостках гимназии, играя характерные роли. Однако на «вступительных экзаменах» ему досталась роль трагическая, и Гоголь провалился.
Петербург Гоголя в реальности оказался совсем иным, нежели Петербург Гоголя в мечтах писателя. Потерпела крах идея публикации на собственные деньги юношеской поэмы – «Ганс Кюхельгартен». В результате он удостоился лишь небольшой заметки в прессе, сводившейся к тому, что данное писание лучше хранить под спудом, нежели выставлять на всеобщее прочтение. Гоголь скупает по лавкам все вышедшие экземпляры и сжигает их. Считается, что сама судьба расстроила и первую встречу Гоголя со своим кумиром А.С.Пушкиным. Почти сразу по приезде будущий писатель пошел именно с этой рукописью к великому поэту, надеясь на встречу и ободрение. Однако слуга Пушкина, открыв двери, сказал, что барин изволят почивать и принять не могут. По поводу этого эпизода в жизни Гоголя существует несколько легенд, одну из которых приписывают самому Николаю Васильевичу. Дескать, на такой ответ слуги, юноша робко поинтересовался – не работал ли всю ночь барин? На что получил совсем обескураживающий ответ – как же, всю ночь в картишки пробавлялся. Так вот, специалисты уверены, что если бы случилась тогда встреча этих двух гигантов литературы, то Гоголь дождался бы от Пушкина не то что ободрения, пожалуй, почти разгрома. Поскольку юношеская поэма Николая была «смесью Шиллера с самим Пушкиным» и интереса для литературы не представляла никакого. Так что права была мелкая газетенка – под спуд его, под спуд. А на строгий пушкинский суд Гоголь позже предоставил уже совсем зрелое произведение, которое и считается первой победой и точкой отсчета молодого писателя.
Вообще с Пушкиным Гоголя связывает многое. Николай обожал своего кумира, знал его произведения, считался с каждым его словом. Пушкин отдал Гоголю два бесценных сюжета, один из которых – «Мертвые души», по его собственным словам, он не отдал бы никому другому. Александр Сергеевич печатал произведения Гоголя в своем «Современнике», он же, проведя всю ночь перед отъездом Николая Васильевича из России вместе с ним за дружеской беседой, настоял на том, чтоб ныне же Гоголь принимался за роман. Эту поэму Гоголь и писал, как бы выполняя завещание великого друга. Такой была последняя встреча Гоголя со своим великим современником. Корабль, который увозил Гоголя в Европу в 1836, уже привез на своем борту чету Дантесов-Геккеренов.
Есть интересный факт в биографии еще молодого Николая. Он в то время зарабатывал, давая уроки в Павловске. Так вот, для своей собственной корреспонденции из Украины он указывает царскосельский адрес Пушкина, куда кроме писем, приходят еще и деньги для Гоголя. А однажды в каком-то из писем, Николай Васильевич просит поэта передать привет супруге – Надежде Николаевне. На что поэт отвечает, что, дескать, Наталья Николаевна, также велит кланяться в ответ. Оказалось, что Гоголь, был единственным знакомым Пушкина, кто не попал под очарование его несравненной супруги, поскольку был всецело очарован лишь гением самого поэта. Тем не менее, в «Записках сумасшедшего» гоголевский герой, переписав какие-то дешевенькие стишки в свою тетрадь, с иронией замечает – «наверно, Пушкина стихи».
Итак, к 1833 году, оставив позади несколько дешевых петербургских адресов (Гороховая, 46; Б.Мещанская, 39; наб. Екатерининского канала, 69; Офицерская, 4;), несколько литературных псевдонимов (В.Алов, ОООО, П.Глечик, Г.Янов), на М.Морской, 17 поселяется уже знаменитый писатель Н.Гоголь. Позади осталась и чиновничья служба, где он даже успел подняться по статусной лестнице до очередного звания очередного писца-помощника. Гоголь уходит со службы, не желая растрачивать свою жизнь на бесполезные в собственном понимании общественного значения статусы. Через год он оставит и место адъюнкт-профессора при Университете.
Одно за другим на свет появляются уже петербургские произведения Гоголя. Всего на счету Николая Васильевича 5 произведений о столице. Однако образ гоголевского Петербурга с полной ясностью явлен в самом первом питерском произведении – «Невский проспект» (1834). «Страницей Гоголя ложится Невский» - напишет через сотню лет С.Маршак. От этих же страниц начнет свое шествие «Петербург» А.Белого, от петербургских повестей мистика, абсурдность, иррациональный реализм вселится в произведения М.Булгакова. А из гоголевской «Шинели» выйдет вся русская литература Достоевского, Некрасова, Толстого, Тургенева и др. Обнаружится, что модернизм в нашей литературе начался-то с Гоголя. Именно гоголевский Петербург – двоится, туманится, распадается, раскалывается, заманивает и обманывает. Что уж говорить, один из первых адресов, где жил юноша Гоголь, была Гороховая улица. Ее в народе и называли Невским для народа. Два Невских, оказывается, было.
А после «Записок сумасшедшего», удивившего даже врача-психиатра подмеченными профессиональными тонкостями в поведении пациента, этот самый модернизм развернулся во всю уже в самом настоящем петербургском произведении «Нос». В 1835 за 1,5 месяца написан «Ревизор», (правда, полностью работа над этой пьесой заняла значительно больше времени, окончательный вариант состоялся в 1842 году). Царем был пожалован автору бриллиантовый перстень, а Чаадаев за подобные рассуждения объявлен сумасшедшим. Цензура против, а постановки идут с аншлагами, хотя сам Гоголь осознает свое очередное поражение. Как же, он сам, в который раз, становится жертвой своего Петербурга – его не понимают, его объявляют сатириком. По свидетельству современников, главный герой «Ревизора» – смех - не получает должного воплощения и признания. Гоголь часто уходит с разных постановок именно в сцене вранья Хлестакова.
В 1836 году Николай Васильевич снова уезжает из России и Петербурга, после он изредка и ненадолго будет возвращаться в город на Неве. Потом его еще назовут русским Гомером, им будет предпринята попытка не просто написать русский эпос про возрождение великой России, но и создать новую утопию счастливой жизни. Все это будет снова пылать в огне, а сам Гоголь будет подвергнут таким же экзекуциям, как и его сумасшедший Поприщин, попавший к лекарям после своих мечтаний о великом -таки поприще..
Камень на могиле Гоголя, именовавшийся Голгофой из-за сходства с горой Иерусалима, будет при перезахоронении отброшен на долгие годы. И взят на могилу другого последователя Николая Васильевича – Михаила Афанасьевича Булгакова. Его там установит жена писателя, помнящая слова мужа – «Учитель, укрой меня своей шинелью»…
P.S. А гоголевский Петербург до сих пор продолжает мистифицировать граждан своим туманным, блестящим Невским проспектом. Но, главное, в нем до сих пор нет дома Гоголя. И наверно уже не будет. Квартира на Морской давно перепланирована так, что настоящей квартиры Николая Васильевича в ней найти невозможно. Так и живет теперь северная Пальмира – с отдельным памятником «Носу» (Вознесенский просп., 11), с рукописями автора в Пушкинском доме да памятником Гоголю, с 1997 года стоящим на М.Конюшенной.
А может, мы совсем и не поняли этого украинского классика русской литературы?
|