«Невольник чести беспощадный,
Вблизи он видел свой конец,
На поединках твердый, хладный,
Встречая гибельный свинец»
/А.Пушкин/
По историям дуэлей между «любимцами Музы» можно проследить всю историю русской дуэли – от ее становления в 18 веке до упадка в начале прошлого столетия. И это не мудрено, ведь поэт в России всегда больше чем поэт, и становился он к барьеру не реже военных и прочих.
В числе первых из литературной братии участвовал в поединке Гаврила Романович Державин, и оставил об этой истории почти анекдотическую записку. Случилось это в 1777 году, Державин к этому времени – боевой офицер в возрасте 34 лет, прошедший пугачевщину, а поэтому относившийся к дуэльному ритуалу как к необязательной формальности. Он так и называет этот случай у себя в «Записках» - забавное приключение.
На тогдашних лошадиных скачках некто Окунев повздорил с неким обер-прокурором Храповицким, далее между ними произошел обмен ударами хлыстиками и перебранка, а в итоге - решили выйти к барьеру. Этот Окунев, примчавшись к поэту, просит быть его своим секундантом. Державин, прямо скажем, был не в восторге от идеи, поскольку поединок сулил всем участникам крушение всей карьеры и прочие немилости «от власти», рисковать же своими жизненными «достижениями» Гаврила Романович никак не собирался, а отказать приятелю также было не с руки.
Он решил, что если его «прямой начальник» Рязанов не одобрит сего дела, то он прямо откажется, тем более, что Окунев затеял драться с человеком, секундантом у которого будет действительный статский советник, ходящий в любимцах у главного начальника Державина. Или на худой конец уговорит майора Гасвицкого выступить вместо себя. Державин ничего не пишет далее про Рязанова, а вот Гасвицкого он не находит, а время не ждет – и приходится ехать. Местом был выбран Екатерингоф, но пока добирались лесом, противники примирились и без барьера.
Тогда секундант противника, тот самый статский советник по фамилии Хвостов – молодой человек 24 лет – решает, что так не годится, и надо бы «немножко поцарапаться», чтоб не было стыдно перед обществом. На что Державин отвечает, что не видит никакого стыда в том, что и без поединка помирились. А тут происходит интересное – слово за слово и уже обнажили шпаги сами секунданты. Их разняли, а то бы неизвестно чем и закончился этот поединок русского поэта времен Елизаветы.
Рубеж веков 17-18 радикально изменил и саму дуэль, и отношение к ней. Новый век принес расцвет дуэльной стихии, превратив ее в неотъемлемую и важнейшую часть жизни русского дворянина, и поэта в том числе. В числе «литературных» дуэлей этого периода, то есть поединков с участием литераторов, конечно же, в первую очередь называются дуэли Пушкина и Лермонтова. Здесь история дуэлей берет свою высшую ноту накала страстей и остается в памяти трагическими эпизодами гибели величайших поэтов Отечества. Список литературных поединков пополняют эпизоды декабристов, не чуждых литературе – М.Бестужев, К.Рылеев, В.Кюхельбекер, М.Лунин, известны эпизоды с участием А.Грибоедова, А.Дельвига, выходили к барьеру и Крылов, и Давыдов.
Вторая половина 19 века стала почти бескровной в литературных поединках. В 1861 году ссора между великими писателями России – Л.Толстым и И.Тургеневым грозила обернуться поединком, но закончилась 17-тью годами взаимной неприязни и прекращением общения. Толстой посылает вызов после слов Тургенева, где тот угрожает ему и обещает «дать в рожу». Дело происходит в имении А.Фета за утренним кофе. Тургенев рассказывает всем о благотворительной деятельности своей дочери за границей. Но Толстой называет все это фальшью и неискренностью, чем провоцирует гневные слова Ивана Сергеевича. Толстой сразу же уезжает, Тургенев вслед шлет письмо с извинениями, которое не доходит до адресата по ошибке, и на следующий день Толстой отправляет ему вызов с указанием места поединка. Тургенев еще раз просит извинения, которые Толстой принимает, но общение обоих писателей прекращается на долгих 17 лет. Тургенев спустя некоторое время сам собирался вызвать Толстого за сплетни и слухи, якобы исходящие от Льва Николаевича по поводу этого инцидента.
Следующий рубеж веков – 19-20 – вовсе «преобразил» ритуал дуэли и в литературных кругах тоже. Это было время модерна – период заката, «больного цветения». В литературе начиналось время «Серебряного века», который был отголоском века «Золотого» - времени А.С.Пушкина. Ну и, конечно же, эстетика дуэли снова овладела поэтами, правда, этот ритуал больше использовался ими для «жизнетворчества» и жизнеобраза. Дуэль стала некой архетипической составляющей в судьбе настоящего поэта, и, разумеется, была далека от своего классического образца прошлого 19 века.
Причиной вызова по большей части становилась Дама. Из-за Прекрасной Дамы А.Блок получал несколько вызовов от Андрея Белого. Опять же из-за дамы Белый конфликтует с В.Брюсовым, едва не дойдя до барьера. Случались и парадоксальные вызовы, так писательница М.Шагинян сама вызывает В.Ходасевича. Символически выбирается дата поединка. Например, поэт В.Пастернак вызывает поэта Ю.Анисимова на 29 января – день смерти Пушкина (к тому же приходящийся и днем рождения самого Пастернака). Символически выбирается и место дуэли – настоящий поединок между Н.Гумилевым и М.Волошиным происходит на Черной речке – месте, где стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Эрнестом де Барантом. Даже оружие было выбрано такое же - пара пистолетов пушкинского времени. Дуэль Гумилева с Волошиным происходит также из-за дамы, историю которой уже называют самой громкой мистификацией и авантюрой Серебряного века. И, конечно же, этот поединок был связан с тайными романами этих поэтов, и, конечно же, секундантами были тоже поэты – А.Толстой и М.Кузмин.
В этой истории Гумилев получит пощечину от Волошина, и дуэль станет неизбежной. Гумилев будет стрелять первым, ответного выстрела не будет. Разгневанный «конкистадор» будет настаивать, чтобы противник стрелял. «У меня осечка» - скажет Волошин. «Пусть стреляет еще» - прокричит Гумилев. Пистолет Волошина снова даст осечку, тогда Толстой подбежав к Максимилиану, выдернет у него пистолет и выстрелит в снег. Гумилев будет продолжать настаивать на третьем выстреле своего противника, но оба секунданта выразят отказ.
Можно сказать, что так и закончилась история дуэли в России, затем последовала мировая война, потом большевистский переворот и рыцарская традиция защиты собственной чести в своем лучшем качественном значении навсегда ушла в прошлое.
|