Легенды о подземных ходах в Северной столице - еще одна сторона наших «совпадений» с общеевропейскими сюжетами городских мифов. Разумеется, подземный ход – это «атрибут» любого «уважающего» себя защитного сооружения, к коим автоматически относятся крепости, замки, дворцы, т.е. строения знатных и очень знатных вельмож. Такими вельможами в средние века были не только цари, но и рыцари, и реанимировать эпоху этих доблестных воинов и романтиков у нас в стране пытался самый идеалистический и романтический император - Павел I.
Так,
- Сооружение крепости (заведомо «игрушечной») Бип Павел вносит в реестр действующих военных фортификаций России.
- Михайловский замок «обустраивается» как неприступный «бастион» – каналы и реки по периметру, подъемный мост.
- Дворец в Гатчине оборудуется сторожевыми башнями для внешней защиты.
Неподражаемый по эффектности «жест» рыцарства российского государя – это учреждение приората Мальтийского ордена в России и возложение на себя обязанностей Великого приора после разгона этого ордена и захвата острова Мальта Бонапартом.
Однако реставрированное на чужеродной среде европейское рыцарство имело в России очень короткую историю; оно просуществовало ровно столько, сколько суждено было прожить её вдохновителю. Но вот легенды о той поре живут долго, а легенды о подземных ходах - особо таинственны, как и положено по жанру.
Хотя самый первый подземный ход был создан не по воле Павла, но достался ему «по наследству». Это один из самых легендарных ходов подземелья, расположенный как раз в Гатчине, сооружен был прежним тамошним хозяином - Орловым. Причем, исключительно в декоративно-эстетическом плане, как садово-парковое строение бережной части Серебряного озера.
Эти «врата подземелья» именовались Гротом «Эхо» и представляли собой выход наружу из подземной галереи, которая соединяла дворец и берег озера. Народная версия называет целью сооружения такого хода - спасение в случае опасности. Так граф обезопасил себя от различных неожиданностей, боясь быть застигнутым врасплох. Позже об этой функции сооружения и думать забыли, меж тем, как сам Грот обрел славу уникального акустического объекта. Его звуковые эффекты стали привлекать сюда и петербургских любопытствующих.
Так, молва рассказывала, что если человек, подойдя к решетке Грота, скажет что-нибудь, то, в среднем, через минуту из-под земли его слова будут возращены на поверхность замогильным басом. Более того, если вы крикните в эту темноту: «Павел», то обязательно из мрака подземелья вам зловеще ответят: «Умер». Якобы даже была придумана такая ритмическая «игра словами» с замогильным Эхом, когда вы ему задаете вопрос:
«Кто здесь правил?», а оно вам пугающе отвечает: «Павел, Павел»…
Подземный ход существовал и из крепости Бип, он вел в Павловский дворец и был прорыт под речкой Славянка. Его логическая задача – очевидна. А вот целью еще одного тайного хода, ведущего от каменноостровской церкви Иоанна Предтечи к Неве, было обеспечить скрытый проход императора в семейный храм для того, чтобы …. петь в хоре.
Еще одно подземное сооружение было выстроено по приказу Павла от его личного кабинета в Большом дворце (из Часовой башни) до кабинета приора в нововозведенном Приоратском дворце. С существованием этого подземного хода народный фольклор связывает, в частности, неожиданное исчезновение памятника Ленину в 50х гг. прошлого века. Так, гатчинцы склонны считать, что статуя «провалилась» именно в это подземное сооружение Павла I.
Однако, если гатчинские подземные ходы имеют легенды забавного характера, то вот истории, связанные с аналогичными подземными конструкциями Михайловского замка, – драматичны. Существует легенда, что и из спальни императора в этом замке существовал ход, который вел к памятнику Петру, что находится перед ним. И вот, когда кровавые убийцы застигли Павла врасплох в ту роковую ночь 1801 года, именно этот ход и был единственной реальной возможностью спасения самодержца. Но только Павел не успел ею воспользоваться, и тайна расположения этого подземного хода из замка была навсегда утеряна.
Интересно, что смерть Павла не прервала развитие фольклорных сюжетов вокруг Михайловского замка и его подземных ходов. Новые легенды создавали эти подземные «тайны», не взирая ни на историческую хронологию, ни на официальные данные. Народная потребность в мистических, вымышленных историях творила легенды, в которых очевидно смешивались времена, события, люди и архитектура столицы.
Например, существуют рассказы « почти очевидцев», что из Михайловского замка также велись подземные ходы:
- К Мальтийской капелле
- К казармам Павловского полка
- К дому №16 на Фонтанке (там было расположено Третье отделение)
Однако историки сразу «забракуют» эти версии, поскольку:
- Ни Третьего отделения, ни современных казарм во время правления Павла еще не было
- А к моменту их появления сам Михайловский замок уже не имел прежнего политического или административного значения.
Но на то она и городская мифология, чтобы произвольно соединять невозможное для официальной историографии.
«Царское метро» - легенды подземных ходов столицы
Про царское метро – это не шутка. Такая версия возникает в народном фольклоре еще в 19 веке. Она рассказывает о том, что такие подземные ходы были проложены вдоль набережной в последние 25 лет 19 века, и соединяли они между собой Зимний и Мраморный дворцы с одной единственной целью – уберечь августейших особ от террористов с бомбами.
В целом же, общее количество таких подземных туннелей только из Зимнего дворца насчитывает (опять же таки по версии фольклорных мифов) целых 11 штук! К числу специальных принадлежали сооружения, ведущие в Исаакий и Петропавловку, существовал секретный проход к Манежу. Причем, последний позволял императору передвигаться по нему верхом! Забавная версия подземной мифологии рассказывает также о подземном ходе из Капеллы. Он предназначался для своевременного прихода юных певчих в указанное время и обеспечивал здоровье и сохранность их голосов в любую, даже откровенно скверную питерскую погоду.
Еще тайные переходы в столице существовали:
- Между дворцами Белосельских-Белозерских и Аничковым.
- Для артистов, одновременно играющих (!) на сценах Александринки и театра комедии.
- От дома эмира Бухарского (Каменноостровский проспект) до мечети (там же).
По подземному ходу проезжал в карете и князь Потемкин. Этот переход относился к числу сооружений, которые пересекали Неву, проходя под её «каменным ложем». Чем не метрострой 18-19 века?
Еще одни невский переход прорыли по велению Николая II, который пользовался им, посещая особняк Кшесинской, расположенный на другой стороне реки.
Игривый характер носила легенда о подземном переходе от Александро-Невской Лавры до Киновии (архиерейского дома для престарелых и больных монахов, учрежденного в 1820 г). По легенде проныры-монахи, узнав о нем, пользовались ходом под Невой, посещая … охтинок.
Впрочем, существовал якобы и подземный проход от Лавры к Неве, который использовался и в оздоровительных целях – монахи могли заниматься моржеванием.
Подтверждений этим версиям нет, и причиной тому народной фольклор называет обустройство набережных Невы в 30-х гг. прошлого века, когда все тайны подземелья невского были уничтожены.
Подземные ходы на службе шпионов и органов
20 век принес в Северную столицы атмосферу и состояние войны – началась Первая мировая.
Современники рассказывают о шовинистическом угаре, который обрушился на горожан. Лавочники громили все немецкое, хулиганы расправлялись с германоговорящими прохожими, везде мерещились шпионы. Так, есть легенда, что даже кони на крыше посольства Германии пострадали – на них накинули аркан и стащили на землю. И тут! Из расколотого брюха животного вывалился радиопередатчик!
Ходили слухи, что имелся и тайный подземный переход между тем посольством и гостиницей «Астория», ведь ее владельцами на тот период были немцы! А значит, разумеется, шпионы…
Такое же отношение проявлялось и в советское время. Шпиономания четко фокусировалась на всех творческих персонах, особенно писателях. Так, писательский дом (ул. Воинова) был, конечно же, соединен подземных ходом с «Большим домом» (Литейный). Он «обеспечивал» работу людей в штатском, которые присматривали за неблагонадежными творцами, и давал возможность «высказаться» их товарищам «по зову сердца и совести».
Царскосельские «подземки»
Тут имеется также изобилие версий и историй. Например, считается, что еще при Екатерине II Екатерининский дворец уже был соединен таких ходами со всеми (!) сооружениями двух парков Царского Села и с казармами полков на углу Малой и Церковной улиц. Конечно же, все это – исключительно для интимных забав царицы. Интересно, что такие ходы действительно были «обнаружены» в 70 –х. гг. прошлого века, но тут за дело взялись органы КГБ и все подземные тайны империализма были замурованы!
Но главные подземельные сюжеты Царского Села крутятся вокруг двух основных тем:
После кровавого января 1905 император с семьей переезжает из Петербурга сюда. Вот тут-то якобы и начали строить от железнодорожного вокзала до Александровского дворца «тайную ветку метро», работы по которой остановила война. Входы были замурованы и замаскированы.
Тем не менее, на территории царскосельских парков неожиданно стали находить удивительные «клады». Так, революционерами в одном из подземных туннелей был найден схрон, в котором обнаружились американские и английские банкноты на очень приличную сумму. Эти революционеры принадлежали к эсерам, и деньги пошли не на личные нужды, а в партийную кассу.
История с подземным ходом связана также и с таинственными поисками Янтарной комнаты. Долгое время её искали где угодно, только не в самом Царском Селе. Меж тем и в этом эпизоде есть свое «подземное решение».
Вот что по этому поводу может предложить петербургский городской фольклор:
Сталин собирался сделал подарок Гитлеру на память о подписанном пакте Молотова-Риббентропа. Его мучил выбор такого подарка. Пригласив к себе писателя А.Толстого и спросив его об этом, он услышал от советского литератора: «Янтарную комнату».
Вождь отругал писателя за расточительность, но принял к сведению идею и добавил: «Подарим копию». Сразу же был дан заказ на две копии этого шедевра. Теперь остается лишь догадываться, что именно было подарено немецкому братскому народу, а что осталось в СССР и где точно оно теперь находится. Версия у мифологии такая – копия находилась в экспозиции, её и увели немцы. А вот оригинал этого чуда был перед самой войной тщательно укрыт в катакомбах подземных ходов Царского Села. Там она и теперь…
|