«благодать Родшагося от Мене и Моя да будет со святыми иконами»
Таковыми по преданию были слова Пресвятой Богородицы, когда евангелист Лука принес написанные им три иконы. Святой апостол изобразил лик Богоматери с Предвечным младенцем на доске из стола, где проходила трапеза Святого Семейства. Одна из трех этих икон и была той самой известнейшей на Руси «Владимирской».
Владимирская икона Богоматери прославлена многими чудесами заступничества православных христиан, в 5 веке ее перенесли из Иерусалима в Константинополь, затем через 7 веков она попала в Киев. Андрей Боголюбский переносит икону во Владимир в новый храм. С той самой поры этот образ и стал называться Владимирской иконой. При пожаре в 1185 году весь храм сгорает, и лишь Владимирская икона остается невредимой. Позже этот образ переносят в Москву, где она находится и сейчас.
Известно чудо избавления Москвы при Иване III от нашествия Золотой Орды, случившегося на реке Угре, которую с тех пор величают «поясом Богоматери». Тогда громадное войско хана Ахмата отступило, а на Руси был установлен праздник в честь спасительной и благодатной Владимирской иконы Божьей Матери.
Именно в честь этой иконы, точную копию которой было доставлено из Москвы, в 1764/83 гг. строится храм в Придворной слободе за Фонтанкой. Когда слобода расширилась и деревянная предшественница Владимирского собора не могла вместить уже всех прихожан, на высочайшее имя Елизаветы Петровны поступило прошение о позволении собирать деньги на новый каменный храм. Императрица разрешает, и иерей Иоанн Кириков берется за роль главного добытчика средств, он отправляется в Москву и Новгород со специальными книжками для сбора пожертвований. Этот подвижник не доживает до открытия храма, его убивают грабители в 1770 году, и он похоронен в ограде церкви.
Главные святыни Владимирской церкви - это икона Владимирской Богоматери, икона «Спаса Нерукотворного», которую освятил Иоанн Кронштадтский, образ Св.прп. Серафима Саровского с частью его святых мощей. Драгоценными являлись и три Евангелия, два – подаренных Елизаветой Петровной, а одно – Екатериной II на освящение первого престола церкви. Все эти сокровища сильно пострадали за советский период, когда храм использовался как хранилище и производственное помещение (здесь располагалось трикотажное производство Физкультпромснаба). Храм иконы Владимирской Божией Матери вернули православной епархии в 1989 году, при личном и активном содействии именитых российских ученых – Д.С.Лихачева и Л.Н.Гумилева. Известен интересный факт – один из предков российского академика некогда был старостой этого самого храма.
В числе прихожан Владимирского собора был и Ф.М.Достоевский, живший неподалеку от Владимирской площади. В этом соборе отпевали и няню А.С.Пушкина. Интересно, что имя архитектора Владимирского собора доподлинно неизвестно, в числе предполагаемых авторов проекта «ходят» А.Квасов, С.Чевакинский, А.Ринальди, П.Трезини и даже Б.Растрелли.
Известны лишь авторы следующих построек, а именно: в 1783 году Д.Кваренги строит круглую колокольню, через 65 лет Ф.Руска достраивает у нее еще один ярус и возглавляет работы над оградой собора. А.Мельников создает западный притвор храма в 1831 году.
Сам храм иконы Владимирской Божьей Матери имеет два этажа. Убранство нижней церкви во имя св. Иоанна Дамаскина представляло собой великолепный образец русской церковной живописи, к сожалению, безвозвратно утраченный в годы советской власти. В верхнем храме Владимирской иконы Богоматери уцелел резной и позолоченный главный иконостас основного престола, прежде находившийся в Кабинетной церкви Аничкова дворца. Этот иконостас – уникальное произведение искусства 18 века, созданный по проекту Б.Растрелли – украшен иконами по обе стороны алтаря.
С мая 2000 года храм обрел статус собора и сейчас является после Казанского собора крупнейшим действующим храмом С.-Петербурга.
|