Санкт-Петербург – один из самых молодых городов Европы, имевший статус столицы. В отличие от других главных городов стран начинавших свою историю в Средние века, Петербург основан в начале XVIII века, во времена уже сформировавшихся архитектурных стиле и принципов градостроительства. В городе на Неве не встретить старых рыбацких кварталов, как например, в Барселоне, аналога острова Сите в Париже или средневекового замка в центре города, как в Лиссабоне.
Закладывая город в 1703 году, Петр I уже имел четкое представление как он будет выглядеть, какие районы какие функции будут выполнять. Петроградская сторона вместе с Заячьим островом и Петропавловской крепостью имела больше военное значение. Васильевскому острову и его Стрелке отводилась торговая функция. Напротив, там, где сейчас Английская набережная, располагались Адмиралтейские верфи и все, что обслуживало строительство кораблей. От Невского проспекта до Смоляных дворов могли селиться жители города. Часть тех земель отводилась под сады и луга.
Конечно, сегодня, облик города иной, прошло более 300 лет. Но исторические районы во многом полностью сохранили свою колоритность. Доходные дома стоят на Невском, шпиль Адмиралтейства венчает «трезубец» центральных улиц, а Биржа на Стрелке Васильевского острова напоминает о былых крупных сделках.
По мере строительства города сменяли друг друга архитектурные стили.
Петровское барокко
Петровское барокко – архитектурный стиль в период правления Петра I. Главным его представителем является Доминико Трезини. Отличительными чертами являются высокие шпили, лаконичные формы зданий, небольшое количество лепнины. За основу стиля взято скандинавское барокко.
Из сохранившихся зданий к стилю петровского барокко относятся здания Кунсткамеры, Петропавловский собор в Петропавловской крепости (1712-1733, архитектор – Д.Трезини), Меньшиковский дворец (1731, арх – Д.Трезини), Александро-Невская лавра, Кикины платы, здание двенадцати коллегий. В этом же стиле первоначально было построено и здание Адмиралтейства, но оно было перестроено в начале XIX века, и к первоначальному внешнему виду сегодня отсылает только его шпиль.
Елизаветинское барокко
Елизаветинское барокко еще называют монументальным рококо. Архитектурный стиль зданий Санкт-Петербурга середины XVIII века. Главным представителем является Бартоломе́о Франче́ско Растре́лли.
Здания этого архитектурного стиля имеют большие, сложные ансамбли зданий, пышно декорированы, лепнина чаще всего белого цвета с позолотой, цвет сооружений – оттенки голубого и синего, реже – бежевого.
Многие главные достопримечательности Санкт-Петербурга построены именно в стиле елизаветинского барокко по проектам Б.Растрелли. К ним относятся здания Зимнего дворца (1757-1762 гг.), Екатерининского дворца в Царском Селе (строит. 1752-1756 гг.), Большого дворца в Петергофе (строит. 1714-1755 гг.), комплекс Смольного монастыря (строит. 1746-1835 гг.). Автор всех перечисленных шедевров – Б.Растрелли. Князь-Владимирский собор (строит. 1766-1789 гг.) возведен под руководством архитектора Антонио Ринальди. Архитектурное авторство Никольского морского собора принадлежит С.И. Чевакинскому.
Русский ампир
Стиль ампир возник во времена правления Наполеона I во Франции, дословно переводится как «имперский стиль». Русский ампир – архитектурное течение, возникшее после победы в Отечественной войне 1812 года как следствие военно-патриотических настроений. Здания, строения и монументы в стиле русского ампира возводятся во время правления Александра I, и во многом прославляют его заслуги. Главными архитекторами этого стиля в Санкт-Петербурге выступают Огюст де Монферран, Карл Росси, Василий Стасов.
Основная достопримечательность Санкт-Петербурга, относящаяся к стилю русского ампира – Дворцовая площадь. Здание Главного штаба возводится по проекту К.И. Росси, строительство ведется с 1819 по 1829 годы. Александровская колонна воздвигнута в 1834 году, архитектором выступает О.Монферран. Он же проектирует и ведет 40-летнюю стройку четвертого здания Исаакиевского собора. Жемчужина Санкт-Петербурга – Исаакиевский собор торжественно открывается в 1858 году.
Михайловский дворец и улицу Зодчего России также проектирует архитектор Карл Росси (1819-1825 годы). Позже, с 1829 по 1834 годы он же выступает архитектором ансамбля Сенатской площади со зданиями Сената и Синода.
К стилю русского ампира относятся Троице-Измайловский и Спасо-преображенский соборы архитектора В.П.Стасова.
Его же таланту обязаны появлением Московские и Нарвские триумфальные ворота.
Архитектура доходных домов
Центр Санкт-Петербурга застроен доходными домами XIX века. Невский проспект, Большая и Малая Морские улицы, набережные реки Мойка, Фонтанка и канала Грибоедова, Гороховая, Садовая и десятки других улиц и проспектов были привлекательны для жизни, а значит для домовладельцев.
Для того, чтобы дом пользовался популярностью у обеспеченных и платежеспособных граждан, дом должен быть не только удобно расположен, но и иметь стиль, художественную привлекательность. Тут заказчики порой не скупились ни на оплату архитекторов, ни на материалы для воплощения. Благодаря этому сегодня мы видим калейдоскоп красивейших домов в центре Санкт-Петербурга. Доходные дома строились в разные годы, под веянием разных стилистических течений и предпочтений заказчиков. Среди них можно найти образцы всех направлений классицизма и неоклассцизма, модерна, неорусского стиля, эклектики и даже романского стиля.
|